Рецензия на книгу Н.Е. Буланкиной и О.Л. Ивановой « Проектирование инновационного пространства гуманитарного образования в современной школе» Ткалиной Натальи Александровны. Группа ЛИЯ – 19
В книге затронуты актуальные проблемы современного образования и методы их решения. Большое количество информации предлагается о современных школах и их формах существования. Формы существования описаны в виде стратегий, что является наиболее ярким описанием деятельности школ изнутри.
Например, школа, где я работаю, использует стратегию опережающего удара. Моя школа использует педагогов и ресурсы УДО, культуры и спорта. Так как наша школа сельская, стратегия лидерства по качеству ей не подходит.
Пример школы № 1 г. Волжский показывает , как наиболее точно нужно выбрать путь развития через самобытность и конкуренцию. Принят алгоритм стратегического планирования.
Последовать за СОШ №1 г. Волжский могла бы любая школа небольшого городка, все зависит от руководящего звена. Если есть новаторский дух, то дофинансирование можно, действительно, осуществить через платные образовательные услуги.
В пятой главе были описаны очень важные идеи, взятые в одну фразу – кризис идентичности:
-мы не то, что нам говорили социально-религиозные мифы;
- наука не делает людей ни умнее, ни счастливее;
- мир устроен по принципам, находящимся вне понимания человеческого сознания, и человек не есть первый и последний, кто владел этой планетой.
Люди , действительно, по прежнему интересуются вопросами назначения системы образования в обществе, методами учебно-воспитательной деятельности.
Школам, институтам и университетам отводится решающая роль в решении этой проблемы. Выбран метод личностно-присвоенного знания в конкретных жизненных ситуациях.
Эффективное образование основано на личностном знании молодежи. С этим нельзя не согласиться. Качественное образование основано на высоком уровне культуры самого педагога.
Путь эффективного совершенствования педагога - полиязыковое самовыражение человека (языковая личность). Это и умение общаться и вступать в партнерские паритетные отношения в культурном пространстве российской действительности.
В свете изложенного перед педагогом как носителем высокой культуры и поликультуры стоит задача в совершенстве владеть всей палитрой человеческого языка, с помощью которого усваиваются и приобретаются современные концепты образовательной практики.
Как верно сказано автором, язык - это объективная реальность и одновременно он связан со сферой сознания, с духовной жизнью людей. Мы рождаемся и умираем, а язык народа продолжает существовать. Не познав культуры своего народа, невозможно понять культуру другого народа, а значит, нет развития патриотизму.
Ценна мысль, что мышление не преподается, оно формируется всем укладом учебно-воспитательного процесса и укладом жизнедеятельности будущего специалиста.
В шестой главе затронуты проблемы современной теории и практики обучения детей языку в начальной школе. Решение проблемы представлено в развитии младшего школьника как человека нравственного, человека культуры и гражданина, а также социализации личности ученика.
Очень эффективно представленное развивающее обучение, воспитывающее учащихся и способствующее их учебно-познавательной деятельности. Развивающие задания используются и в моей школе (п. Кудряшовский школа № 25) на уроках английского языка и других предметах (сравнивать, сопоставлять, анализировать, подбирать факты для подтверждения выводов). Ученики любят работать с такими заданиями.
В седьмой главе говорится о формировании полиязыковой среды в современной школе. Замечательно, что в России изменился первоначальный курс на образование детей и можно совершенствовать любой выбранный метод обучения. На самом деле, образовательные учреждения сегодня не могут развиваться, не изменяясь в новых условиях.
Большинство учителей страны желают научить школьников общаться на разных языках – на родном и иностранных, приобщая к традициям и культуре других народов.
Спасибо авторам за ценную информацию, переданную в книге. Очень хочется внести вклад в становление моей школы, где я училась и работаю, передовой. Чтобы о ней говорили и ставили в пример. И я очень постараюсь на этом поприще. Самое главное, конечно, принести максимальную пользу ученикам, ведь ради этого мы и работаем. |