Понедельник, 29.04.2024, 07:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Кафедра гуманитарного образования

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама

Материалы

Главная » Материалы » Отзывы слушателей » Отзывы 2014 год

Отзыв 27-2014

Рецензия Сапроновой Е. А.

на монографию Н. Е. Буланкиной

«Полиязыковая концептосфера современного педагога»

 

В ряду изданий, изучающих проблемы современного образования, выделяется монография Надежды Ефимовны Буланкиной «Полиязыковая концептосфера современного педагога». Главной особенностью данной работы является то, что в ней предпринимается попытка разработки модели развития полиязыковой концептосферы современного педагога и рассмотрены пути и способы создания целостного образовательного пространства для культурного самоопределения личности.

Проблема культурного самоопределения личности в соответствии с меняющимися требованиям современного мира актуальна. Многим педагогам понятно, что язык является отражением культуры, а также ее хранителем. Без языка невозможно взаимодействовать друг с другом. Изучая его, человек постоянно пополняет свой словарный запас, что помогает лучше понять окружающий мир.

В современном обществе необходимо уметь взаимодействовать с другими культурами и народами. Для этого просто необходимо знать их. Знакомство с культурами разных народов легче всего проходит через изучение их языка.

Обучение иностранному языку начинается в школе с начальных классов. Но не все дети понимают, для чего им нужно учить язык. И только педагог может привлечь и заинтересовать обучающегося в изучении иностранного языка. Именно поэтому важно уметь развивать полиязыковую концептосферу педагога.

В своей работе Надежда Ефимовна проанализировала социально-философские проблемы исследования концептосферы современного педагога. Эти проблемы связаны с тем, что человечество вроде бы единое, но в то же время разбито на множество маленьких частей, каждая из которых имеет свою культуру. Одно и то же явление, предмет или идея в каждом обществе может влиять на дальнейшее развитие совершенно по-разному. Изучение общества затруднено постоянной борьбой между культурами, народами и религиями. А искусство, являющееся передатчиком культуры, чаще всего подчиняется идеологии правительства или ратует за определенные стандарты. Именно поэтому автор подчеркивает, что в обязанности школы входит не только  изучение определенных знаний, но и в выявление мировоззренческого и нравственно-эстетического его содержания, его общечеловеческий смысл и предназначение.

Далее автором были рассмотрены методологические аспекты становления ведущих концептов современной культурно-образовательной практики в системе ценностей педагога. Автор показал, что в современном обществе наблюдается кризис гуманитарного образования: люди не успевают разместить новые полученные знания в единой картине мира; разнообразная трактовка одного и того же явления с разных сторон вносит путаницу в восприятие; нет единой системы исследования социальных проблем; науки строго поделены на естественные, технические и гуманитарные; все гуманитарное считается бесполезным в современном обществе; не найдена альтернатива историческому материализму; современные гуманитарные исследования не всегда можно успешно применять на практике; отсутствует продуктивная критика в области гуманитарных наук. Массовая коммуникация стала основным источником информации. Поэтому проблема качества образования стала волновать весь мир. Основная нагрузка в решении данной проблемы ложится на школу, вуз, институт и университет.

Надежда Ефимовна Буланкина раскрыла, что полиязыковое пространство, с которым связана гуманизация образования, - это форма человеческого бытия, характеристиками которого являются невербальность, вербальность, креативность, историчность, локальность, социальность, профильность, ситуативность, формализованность и языковая личность. Отсюда вытекает необходимость разработки технологий проектирования индивидуальных маршрутов обучающихся, что является главным ядром личностно ориентированного подхода.

Центральным вопросом работы, где Надежда Ефимовна добилась наиболее существенных результатов, является теоретическая модель развития полиязыковой концептосферы субъектов образовательного процесса. Автор предложил взаимодействовать со всевозможными структурами и организациями. Немаловажно педагогу постоянно заниматься повышением квалификации. Кроме того, необходимо в своей работе опираться на новейшее программно-методическое обеспечение, прошедшее необходимую проверку и апробацию.

В контексте выше изложенного автор сделал следующий вывод: 1) для эффективного культурного самоопределения личности необходимо уметь ориентироваться в полиязыковой ситуации; 2) для развития образовательного пространства нужно несколько языков; 3) постоянное совершенствование своего словарного запаса поможет лучше ориентироваться в окружающем мире; 4) для создания эффективных условий формирования целостной личности обучающегося педагогу самому необходимо глубокое осмысление образовательного процесса и выразительных средств культуры; 5) нужно стремиться к повышению общей культуры для лучшей коммуникации; 6) изучение культуры своего народа поможет в совершенствовании концептосферы педагога и ученика; 7) педагог должен постоянно поддерживать в ученике стремление к положительным стереотипам; 8) педагог должен овладеть герменевтическим методом анализа урока для повышения своей методологической культуры и мастерства. По мнению автора, данная стратегия поможет простроить дальнейшие педагогические стратегии для самореализации развивающейся личности.

Оценивая работу в целом, хочется отметить, что Надежда Ефимовна Буланкина провела огромнейшую работу в изучении данной темы. Её тезисы построены на тщательном анализе материала. Каждый вывод автора опирается на доказательства. Работа выполнена великолепно.

Категория: Отзывы 2014 год | Добавил: belomor (28.08.2014)
Просмотров: 455 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Форма входа

Полезности
Бесплатная отправка SMS
Скорость Интернета
Реклама