Суббота, 27.04.2024, 21:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Кафедра гуманитарного образования

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама

Материалы

Главная » Материалы » Отзывы слушателей » Отзывы 2015 год

Отзыв 21-2015

Засмолина Наталья Петровна,

учитель английского языка,

1 квалификационной категории

Комментарии к статье доктора философских наук, профессора, заведующей кафедрой гуманитарного образования НИПКиПРО Надежды Ефимовны Буланкиной «Гуманитарная самоорганизация школьной информационно-образовательной среды»

 

В статье Надежда Ефимовна поднимает серьезную и очень злободневную тему для современной школы и педагогических коллективов: гуманизация и гуманитаризация Российского образования в едином образовательном пространстве.

         В словарях современного русского языка эти понятия достаточно четко разводятся: гуманизм – человечность в отношении к людям, а гуманитарный – относящийся к изучению культуры и истории народа.

Я проработала в разных общеобразовательных школах уже 14 лет, где контингент участников образовательного процесса по уровню образованности и воспитанности занимает траекторию стабильно снижающейся кривой.

Сегодня система образования претерпевает самые мощные изменения. В школе мы сразу встречаем противоречия между введением научно-теоретической базы ФГОС, т.к. написан он теоретиками, не работающими непосредственно с детьми, а умеющими работать с информацией в библиотеке, и его реализацией на местах, т.к. даже при нормальном количестве часов у учителя в голове возникает жуткая путаница в терминологии, в логике изложения ФГОС и требованиях, все фразы общие и нет конкретных рекомендаций, а решать поставленные перед нами новые задачи мы обязаны.  Как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Конечно, решить проблему можно кардинально, уволив одного педагога и взяв на его место другого, если такой найдется, но решит ли это вопрос реализации ФГОС в школе. Не за горами и введение профессионального стандарта педагога. И многие педагоги намерены искать себя в других профессиях. И с этой горькой правдой сталкиваются все участники образовательного процесса.

И передо мной, как практикующим учителем, возникает ряд вопросов, нерешенных пока для меня: Что же такое ФГОС и почему так тяжело его восприятие для меня как учителя? Где получить ответы на ежедневно возникающие вопросы по системе уроков? Как построить урок, реализуя ФГОС? Как проверить результат каждого урока по ФГОС уже сегодня? Как и как часто проводить мониторинг группы и лично обучающегося? Что конкретно я должна проверять? Как корректно построить индивидуальный маршрут обучающегося? Как я могу составлять предметные контрольные работы с базовым и повышенным уровнем? Где взять эти уровни для всех классов? Какая система отметки будет корректной для базового и повышенного уровней? Как составлять для предмета «иностранный язык» метапредметные работы? Как мне проверить реализацию развивающих и воспитательных целей на уроках? Когда педагогу работать с детьми, имея столько нерешенных вопросов? Почему педагоги должны заниматься всей этой системой разработок, ведь мы не придумывали ФГОС?

На курсы я пришла за ответами на мои вопросы и за помощью в реализации ФГОС на уроках иноязычного образования и пока получила ее только от Н.Е. Буланкиной и М.Н. Пустовой,реально предложивших набор инструментария необходимого здесь и сейчас. К сожалению, все теоретики увлечены проектированием будущей системы образования и забывают о том, что нужно нам именно здесь и сейчас. Я считаю этот параметр самым важным в работе любого практика.

Однако, как верно замечает Надежда Ефимовна, начинать изменения в системе необходимо все-таки со школы «…которая способна реализовать функцию сохранения и воспроизводства гуманистических традиций… должна быть гибкой, открытой, способной к саморазвитию и самоорганизации, соотносимая с зарубежными моделями, отвечающая насущным потребностям современности…». И здесь мы должны помнить золотое правило медиков – не навреди!

Нам очень важно сегодня сохранить не только гуманное отношение ко всем участникам образовательного процесса, а также воспроизводство и реализацию гуманитарного подхода к развитию и воспитанию будущих поколений. Безусловно, все тяготы перемен вновь на плечах педагогов и я очень хочу согласиться с Надеждой Ефимовной в том, что «формирование профессионального корпуса преподавателей, соответствующего запросам современного российского образования становится … непростой задачей…принципы корпоративного и плодотворного сотрудничества … могут стать важным и значимым ресурсом в плане гуманитарной самоорганизации…», но полностью не могу, т.к. вновь возникают противоречия между идеально выстроенным и реальным миром.

Сегодня в школе работают педагоги в возрасте, перестроить им свое мировоззрение практически невозможно, педагог, работавший 20лет назад по своей системе, будет работать и сегодня по той же самой системе, называя все применяемые им методы и приемы новыми терминами. Каждый класс у нас оснащен проекторами и частично интерактивными досками, однако в большинстве своем это оборудование простаивает. Работать в сотрудничестве еще сложнее. В нашей школе групповой работой на уроках занимаются только иностранцы, однако появились небольшие шаги в начальной школе. Если педагог не знает как? и не умеет проводить работу в группах, соответственно он и не умеет быть участником процесса сотрудничества. Я это вижу на методических объединениях и педагогических советах. И пока это не услышат теоретики, ничего в системе не изменится. Есть еще одно пожелание, необходимо всем тем, кто преподает на кафедрах педагогических вузов параллельно вести работу и в школе, и на конкретных примерах решенных педагогических задач обучать и профессиональных и молодых педагогов тем нововведения, которые мы пытаемся реализовать.

Еще один вопрос часто звучит в СМИ о появлении системы социального заказа в НГПУ и обязательствах выпускников отработать три года в школе. Здесь хочется отметить, что даже при появлении такой системы, молодые учителя, выбравшие профессию не по зову сердца, а по баллам ЕГЭ, будут просто отсиживать три года в школе, дабы они смогли подтвердить свой диплом. Вывод напрашивается сам собой: перед началом реформ в системе образования, необходимо создать весь пакет документов и дать возможность работающим сегодня учителям его освоить, а затем уже модернизировать, реформировать и т.д.! Давайте уже прекратим все наши эксперименты над детьми и их учителями!

В статье Надежда Ефимовна приводит 15 педагогических умений, установленных волгоградскими исследователями, являющихся «…продуктом творческой деятельности педагога». С большинством умений я тоже согласна, но не со всеми. Такой критерий как «поддержание атмосферы успеха и личных достижений на уроке» не всегда является уместным и не дает желаемое качество обученности для педагога и администрации. Поддерживая систематически ребенка на рабочих уроках, я не имею такой возможности при проведении контрольной работы, и как ответила М.В. Вербицкая на вопрос о дифференциации ЕГЭ, что система стандартов меняться и подстраиваться под ученика не будет. Вот Вам еще одно противоречие. Педагог более чем, за 500 уроков должен всех детей научить английскому, подойдя к процессу творчески и дифференцированно, а ЕГЭ у нас будет стандартизирован. Математики ведь пошли на дифференциацию, значит все это возможно и в иностранном языке.

Критерий воспитательной ценности урока у волгоградских исследователей звучит как «умение организовать процесс воспитания», а что включает в себя сегодня это понятие – умение организовать процесс воспитания?      

Реализация воспитательной компоненты ФГОС сегодня регламентируется следующими документами:

«Национальная стратегия действий в интересах детей» (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) создает требования к «… формированию новой общественно-государственной системе воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушного поведения….»

Программа развития воспитательной компоненты в ОУ 2013-2020гг. говорит о том, что «под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач»

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г. помогает рассматривать нам процесс воспитания детей «…как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях».

Считаю, что сегодня необходимо расширять педагогические критерии реализации воспитательной компоненты иноязычного образования в современной школе и именно в этом направлении возрастает ценность уроков иностранного языка для современной России. Как замечает Надежда Ефимовна необходимы «… уроки гуманитарной направленности …» которые «…выполняют важную функцию по формированию жизненной позиции учащихся, их нравственных принципов и убеждений…», а  «формирование целостного единого образовательного пространства…» приведет нас к «достижению педагогической цели в условиях современного этапа развития системы отечественного образования, характеризующегося переходом на новую парадигму полиязыкового поликультурного и мультикультурного образования».

  • Буланкина Н.Е. Инновационное проектирование гуманитарного образования в современной России: учебное пособие для педагогических работкников//Н.Е.Буланкина, О.Л.Иванова, Е.А.Ткалина и др./Под общей редакцией доктора философ. Наук Н.Е.Буланкиной. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014.
Категория: Отзывы 2015 год | Добавил: belomor (20.09.2015)
Просмотров: 648 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Форма входа

Полезности
Бесплатная отправка SMS
Скорость Интернета
Реклама