Воскресенье, 05.05.2024, 11:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Кафедра гуманитарного образования

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама

Материалы

Главная » Материалы » Отзывы слушателей » Отзывы 2014 год

Отзыв 18-2014

Настроение: изучающее обобщающее, экспериментальное
ключевые слова: познавательный интерес, мотивация, преемственность развивающих заданий
город: Новосибирск

Обобщение моего опыта применения системы развивающих упражнений
Сегодняшнее общество предъявляет личности определенные требования, одним из которых является свободное владение иностранным языком.

Для овладения любым иностранным языком необходимо развивать способность запоминать новое и воспроизводить запомненное; способность удерживать  внимание; способность осмысливать и переосмысливать информацию.
Предметно-речевая деятельность невозможна без развития этих способностей.

Система развивающих упражнений помогает овладеть иностранным языком, развивая эти способности.
Принцип системы развивающих упражнений заключается в методах и приемах, позволяющих ускорить развитие вышеуказанных способностей, сделать учебу легкой, результативной и интересной, а, следовательно, облегчить и ускорить овладение иностранным языком.
В статье Буланкиной Н.Е. «Система развивающих заданий в обучении иностранному языку» (март 2012 http://iyazyki.ru/) говорится: «Развивающим можно назвать такое обучение, которое одновременно воспитывает учащихся и максимально способствует совершенствованию их учебно-познавательной деятельности. При этом формирование творческих начал, готовность к собственно поисковой и преобразующей деятельности в целях формирования национального (языкового) самосознания, социальной идентичности и адекватного профессионального выбора на жизненном пути — приоритетная задача и главный результат развивающего иноязычного образования, центральным звеном которого становится культурное самоопределение личности в полиязыковом образовательном пространстве».

Развивающие задания - это те задания, которые побуждают обучающегося реализовывать полученные знания, умения и навыки средствами изучаемого языка. Для этого необходимо осмыслить, логически выстроить  высказывание, имея в виду определенную цель. Постановка этих целей при отсутствии языковой среды – это задача учителя. Сделать урок интересным, увлекательным, продуманно обоснованным  помогает система развивающих заданий.
Занимаясь с малышами на дополнительных занятиях,  я строила уроки, начиная с интересных, «интригующих» заданий, как то:
1.    Каждому вручалась короткая записка-инструкция, в которой сообщалось о том, где спрятан маленький сюрприз: «The thing you are looking for is in the bookcase on the bottom shelf», но на указанном месте лежала следующая записка: «This thing was removed from here to another place. Now it is under your neighbor’s bag on the chair in the very end of the room», но в указанном месте лежала следующего содержания записка: «Why are you rushing here-there while your thing is waiting for you in the corner of the room behind the table?» Это вызывало смех, а смех – это положительная эмоция, что немаловажно при изучении языка. Да, это всем известная «Treasure Hunt». Но уточню условия и расставлю акценты: во - первых, задание идет на время. Первый, кто найдет свой приз, его получит, а это-момент мотивации. Во – вторых, разыскивая свою вещь, ребенок не остановится перед 2-3 незнакомыми словами, (некогда раздумывать над деталями, если контекст ясен; ведь время не ждет!), в- третьих, повторили Past Simple, Present Continuous и познакомились с Past Simple Passive Voice (вот и презентация новой видо - временной глагольной формы!)
2.    Следующим этапом игры было задание: прорекламировать найденную вещь, рассказать как можно больше о возможностях ее использования, можно даже  придумать что-то новое и необычное, но не лишенное смысла: «It’s beautiful. There are a lot of colourful stones on it. I can wear it on my dress. It’s a nice present for my friend or my mum». Подсчитывались только правильно сформулированные предложения, сказанные за 60 секунд.
3.    Заключительным этапом игры было задание: выбрать из всех найденных и прорекламированных вещиц наиболее привлекательную и написать, почему бы обучающемуся хотелось получить именно эту вещицу. Это задание выполнялось также на время, и во внимание принимались только правильные предложения, причем участники сами проверяли каждую работу и обосновывали, почему данное предложение неверно, какое правило было нарушено, и как исправить ошибку.
Далее подводились итоги: подсчитывалось время, затраченное каждым на все задания, подсчитывалось количество правильных предложений, и проводилось награждение победителей: на доске рисовали «пьедестал почета», на которой размещались победители и рядом ожидающие своей очереди претенденты на первую ступеньку. Победитель получал желаемый приз, остальные вещицы разбирали участники игры.
4.    Затем я объясняла, как работает Passive Voice, использованный в одной из записок – инструкций каждого ученика, и новая игра – (отработка пассивного залога): «Please, translate: Эта вещь была найдена в углу комнаты позади книжного шкафа». Каждый  правильный перевод поощряется (зерно  фасоли в качестве очка) Все предложения, предложенные к переводу на русский язык, связаны с темой игры.
5.    И обратная задача: «Now it’s your turn to translate: Advertise the thing you have found via the Passive Simple, but don’t tell us what it is, let us guess». Каждый рекламирует найденную вещь, используя Passive Simple: эта вещь может быть использована для…она сделана из…ее носят на платье в качестве украшения…  »
Поясню. Этап 1 .- это warm up, задания-инструкции; они «направлены на восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение учебного материала на основе образца рассуждения и выполнения того или иного развивающего задания. Эти задания связаны с уяснением теоретического и фактического материала (например, грамматических правил, позволяющих осознать последовательность действий самостоятельно в последующей работе»; ( Буланкина Н.Е. март 2012 http://iyazyki.ru/ )
этапы 2 и 3 заставляют участников реализовать все свои учебные умения, логически выстраивать высказывания на основе позитивного познавательного опыта, требующего серьезных осознанных интеллектуальных усилий учащихся. «Задания - поиски направлены на использование всей системы приобретенных ранее приёмов умственной деятельности, конструирование новых сочетаний этих приёмов, перестройки «шаблона» в знакомой ситуации для получения новой информации. Учащиеся каждый раз самостоятельно выбирают логику рассуждения» (Буланкина Н.Е. Английский всегда с нами! НИПК и ПРО, ч.1,  2014)
Этапы 4 и 5- инструкции по новому материалу, синтез и объединение знаний, полученных прежде. И все они направлены на развитие языковых умений и умений логически выстраивать высказывание в соответствии с правилами и нормами изучаемого языка.
 Результатом такой игры-урока «является хорошая база для дальнейшего обучения.., взаимное удовлетворение как обучающихся, так и учителя».
(Буланкина Н.Е. Английский всегда с нами! НИПК и ПРО, ч.1,  2014)

«Выполнение развивающих заданий, представленных в определенной логической последовательности, открывает учащимся новые знания, новые способы добывания знаний; сам процесс их выполнения обеспечивает синтез овладения знаниями, приемами умственной деятельности…»( Буланкина Н.Е. март 2012 http://iyazyki.ru/ )
Еще один способ, возможно тоже не новый, но действенный: «расскажи, как ты провел вчерашний день» в качестве разминки в начале урока и для повторения прошедшего времени. Если у обучающегося воспоминания об этом дне не самые радужные или просто обыденные и скучные, разрешается «приврать», но правдоподобно, или изменить случившееся на желаемое. Варианты этого задания: «расскажи, как ты собираешься провести выходные/каникулы» (повторение Present Continuous), «какой подарок  ты хочешь получить в свой день рождения, обоснуй, почему именно это» (Would) и т. д. Ставя перед учащимися  задания такого типа, учитель активизирует их творческий потенциал.

«Этот тип заданий является важным средством перевода учащихся на уровень собственно творческой деятельности, так как при их выполнении уменьшается удельный вес дословного воспроизведения учебного материала и повышается значение приёмов трансформации и переосмысления, комментирования, преобразования лингвистического, экстралингвистического и текстуального материала». (Буланкина Н.Е. март 2012 http://iyazyki.ru/ )
При работе с известной английской песенкой «This is the way I brush my teeth» я прошу учащихся придумать свой куплет для продолжения, что побуждает их перейти от простого воспроизводства услышанного к творчеству, пусть даже в совсем небольших масштабах. Такой прием всегда оживляет интерес к уроку, позволяя проявить свой интеллектуальный потенциал.
Изучая тему Past Simple на примере Лондона (каким он был пять столетий назад  и каким стал в наши дни), я предлагаю учащимся создать презентацию о Новосибирске (сегодня и 70 лет назад), используя материал учебника о Лондоне в качестве плана и образца. Такое задание не только стимулирует учащихся   подробно изучить текст учебника, но и, составив по нему план и разыскав информацию о прошлом родного города, создать красочную и интересную презентацию, применяя навыки работы  на компьютере. Такие навыки являются велением времени, а знание истории родного города и страны делает человека культурной личностью. Для тех, кому такое задание кажется сложным, предлагаю объединиться в небольшие группы, разделив этапы задания между членами группы. Вся группа делит задания и затем оценивает результаты каждого этапа:
- изучение исходной статьи
- составление плана
- сбор информации о сегодняшнем городе
- сбор информации о городе 70 лет назад
- составление текста и соотнесение текста с фотографиями
- создание компьютерной презентации (выполняют те, кто лучше владеет приемами презентации в обязательном присутствии всех членов группы, обучая и привлекая остальных в качестве помощников и экспертов).
Важным требованием работы с презентациями является то,  что учащиеся не должны помещать весь текст на экране, а лишь подписи к фотографиям; текст, разделенный на части, рассказывают (не читают!) самостоятельно, иллюстрируя рассказ слайдами.   Составленный учащимися текст перед выступлением предварительно проверяется учителем, затем авторы текста вносят поправки и готовят устные высказывания. Только после этого группа выходит с подготовленной презентацией. Как правило, сроки на выполнение задания ограничены (необходимо представить презентацию не позднее, чем закончится изучение темы). Вероятно, такое задание можно отнести к группе проектных заданий.
Еще один проект, реализованный учащимися 8 класса, «Современные смешные и полезные гаджеты» был основан на интересе старшеклассников ко всякого рода техническим новинкам. В интернете были найдены самые нелепые, а также полезные приспособления, такие как  чехол - гибкий провод для подзарядки смартфона от другого мобильного устройства, чтобы     «качнуть мобильной энергии у друга или коллеги», или … телефонная трубка от стационарного телефона, присоединенная к мобильному телефону! Мобильник с трубкой лежит в портфеле, и, когда идет вызов, хозяин, открыв сумку, отвечает позвонившему по «стационарному телефону»!  Такие новинки вызывают интерес как у автора проекта, так и у аудитории. Количество участников такого проекта ограничивается только желанием обучающихся  участвовать в нем.
«Изложенный выше подход к развивающим заданиям позволяет: обеспечить их дидактическое назначение в учебном процессе; определить количественное соотношение заданий репродуктивного и продуктивного характера для реализации развивающего обучения; наметить последовательность предъявления развивающих заданий с тем, чтобы содержание каждого из них в процессе усвоения учебного материала
 и способа деятельности могло выполнять функцию направляющей линии, по которой логическое мышление ученика идет от простого к сложному; обеспечить продуктивное формирование обобщений; закрепить и повторить пройденный материал по крупным, наиболее важным вопросам, проблемам, темам и так далее». ( Буланкина Н.Е. март 2012 http://iyazyki.ru/ )
Все, что делают ученики в классе, должно оцениваться учителем. Прежде всего, необходимо повышать самооценку личности обучающегося, отмечая все положительное в  работе, но нельзя оставлять без внимания и слабые стороны. Для этого необходимо подобрать оценочные суждения, установить правила игры на своем уроке, не сравнивать учеников между собой (каждый -индивидуальная личность), но сравнивать ученика с самим собою, отмечая его интеллектуальный рост и улучшение его знаний, повышая его самооценку.
«Постоянное целенаправленное формирование положительной мотивации на всех … этапах является основным и важным психологическим требованием. Включение учащихся в процесс обобщения с помощью  развивающих заданий, составленных на различном учебном материале … ведёт к формированию наиболее общих моделей мыслительной деятельности, что, естественно, способствует формированию стойкого познавательного интереса к учебному предмету и к учению в целом.» (Буланкина Н.Е. март 2012 http://iyazyki.ru/ )
В заключение надо отметить, что применение системы развивающих заданий ведет к осознанному процессу освоения иностранного языка и создает языковую личность.

Ватолина Елена Алексеевна

Категория: Отзывы 2014 год | Добавил: belomor (27.05.2014)
Просмотров: 674 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Форма входа

Полезности
Бесплатная отправка SMS
Скорость Интернета
Реклама