Понедельник, 29.04.2024, 22:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Кафедра гуманитарного образования

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама

Главная » 2017 » Апрель » 3 » Научно-практический семинар «Культурологические и лингвистические аспекты коммуникации в контексте ФГОС ООО»
21:48
Научно-практический семинар «Культурологические и лингвистические аспекты коммуникации в контексте ФГОС ООО»

Если спросить современного школьника, умеет ли он читать, то этот вопрос вызовет у него недоумение: кто не умеет читать?! 

 Современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда является читателем, поэтому должен не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

Каждый учитель мечтает, чтобы все его ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, поняли смысл прочитанного.

При итоговой аттестации выпускник должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тесту или текст 40. Педагоги, работающие в 9-х и 11-х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания самого задания.

 29 марта 2017 года в МБОУ Лицей № 126 г. Новосибирска состоялся региональный научно-практический семинар «Культурологические и лингвистические аспекты коммуникации в контексте ФГОС ООО» 

Открыл научно-практический семинар Кондратенко А.П., доцент кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО. Он отметил, что языки неотделимы от того мира, где они живут и функционируют, поэтому они и должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Язык отражает окружающий человека мир, культуру, созданную человеком и является орудием познания, с помощью которого человек постигает мир и культуру.

Вот почему технология смыслового чтения приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

 ФГОС второго поколения содержит требования к личностным, предметным и метапредметным результатам изучения предмета. Одним из таких метопредметных результатов, которые можно формировать на уроках иностранного языка, является смысловое чтение, включающее «умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность фактов».  

Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

В ходе семинара на мастер – классе «Технология смыслового чтения как способ повышения качества образования» участники совместно с Митьковской Г.В., заведующей кафедрой ИЯ МБОУ «Лицей № 126», учителем английского языка высшей квалификационной категории ответили на вопросы:

Что такое технология? (Последовательность этапов работы).

Что значит смысловое чтение? (смысловое – от слова «смысл»).

А какой результат может быть у чтения?(Понимание смысла прочитанного).

Что же является вторым результатом чтения? (Восприятие прочитанного текста)

Восприятие – это включение человека в чтение.

Смысловое чтение включает в себя три основных аспекта, являющихся критериями оценки уровня его форсированности, а именно:

- поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретации информации;

- оценка информации.

Работы с текстом происходит поэтапно:

I. Этап предтекстовый.

Участникам семинара  был предложен фрагмент из песни «Phantom of the Opera», прослушав который они должно сформулировать тему текста. Далее были предложены 4-5 ключевых слов. Участники в парах давали толкование слов и высказывают предположения, как они буду применяться в новом контексте и с помощью подсказок сформулировали заголовок текста.

Участники  высказывали  предложения о том, что говорится в тексте, составили рассказ-предложение из нескольких предложений. Ответив на верные  и неверные утверждения:

- Do you believe that music treats people?

- There is not a single function of the body which cannot be affected by music. Do you think it is true?

-Rude music can do the harm to our health. Do you agree?

 II. Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного.

Один из вариантов, это участники самостоятельно читали текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста.

Второй вариант, можно использовать стратегию «Инсерт» На стадии осмысления обучаемые знакомятся с новой информацией, анализируют, отмечают что-то новое для себя.

Также на текстовом этапе можно применить приём «Кластер».

Выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определённом порядке в виде грозди.

Важно в тексте, с которым работаешь

1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания.

2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы.

3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Цель этап после чтения текста – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся, применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, написать письмо, сочинение и т. д.

На семинаре мы использовали приём «Шесть шляп», который использовался при подведении итогов работы с текстом. Каждой группе предлагалось выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывал на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сформирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных навыков и умений, и при отсутствии хотя бы одного из них умение смыслового чтения считается несформированным.

Гости семинара посетили уроки английского языка, где  проследили взаимосвязь работы учителей кафедры ИЯ Лицея № 126.

 Воробьева С.В., учитель английского языка первой квалификационной категории, пригласила гостей и учащихся 5 класса в удивительное путешествие в прошлое. Ребята читали, составляли рассказы по картинкам о знаменитых людях.

Гончарова Е. Н. показала использование приемов смыслового чтения на уроке в 6 классе «Олимпийские игры». Учащиеся познакомились с историей игр, составляли короткие монологические высказывание по теме. И обобщили знания, полученные по другим предметах.

 Шапошникова Е.В., учитель английского языка первой квалификационной категории, провела гостей и учащихся 4 класса по стране вежливости, где ребята познакомились с правилами этикета за столом, читая и понимая смысл прочитанного, сделали выводы через мини сочинения.

  Вяткина Н.В., учитель английского языка первой квалификационной категории, показала элементы технологии смыслового чтение, при работе с текстом «Обязанности по дому». На после текстовом этапе ребята составили синквейн,  описали, предложенную картину-иллюстрацию к тексту, не рисуя ее, составили фильм по прочитанному тексту

  В адрес учителей было сказано много искренних слов благодарности, надеюсь, все участники семинара остались удовлетворенные работой, пополнили свои педагогические шкатулки и получили большой заряд положительных эмоций.

В заключении, хочу пожелать, чтобы ваши ученики на экзамене продемонстрировали хорошо сформированные УУД и получили наивысший балл. Творческих Вам побед!!!

Закончить я хочу строками Ф. Тютчева «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…».

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, и веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться...

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Отчет подготовила учитель английского языка МБОУ Лицей № 126 Митьковсая Г.В.

Категория: Семинары | Просмотров: 510 | Добавил: belomor
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Форма входа

Полезности
Бесплатная отправка SMS
Скорость Интернета
Календарь событий
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Реклама