Пятница, 17.05.2024, 16:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Кафедра гуманитарного образования

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама

Главная » 2009 » Ноябрь » 1 » асмолов александр
03:37
асмолов александр
Александр Асмолов: «Миссия ФИРО – это проектирование стратегии
социокультурной модернизации образования»

В апреле 2009 года директором Федерального института развития образования (ФИРО) был назначен академик РАО Александр Асмолов – заведующий кафедрой психологии личности МГУ, в 1992–1998 годах заместитель и первый заместитель министра образования Российской Федерации. О том, что институт представляет собой сегодня, как он будет развиваться в дальнейшем, Александр АСМОЛОВ рассказал «Вестнику образования».

– Александр Григорьевич, откуда вообще появился ФИРО? Он был создан постановлением Правительства России в 2005 году, но явно не на пустом месте.

– В управленческих структурах Советского Союза и постсоветской России постоянно происходили изменения, но каждая такая структура – министерство, госкомитет и пр. – традиционно имела при себе отраслевые институты. За союзными, а затем федеральными органами управления образованием были закреплены несколько институтов: школьного образования, национальных проблем школьного образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшей школы. «Школьный» институт существовал с 30­х годов прошлого века, «вузовский» – с 60­х годов (ему было передано здание, в котором раньше размещался печально известный СМЕРШ).

Каждый из этих институтов был, с одной стороны, научно­методическим центром, с другой – центром повышения квалификации и переподготовки педагогических и научно­педагогических кадров. Роль «школьного» института была очень велика до начала 40­х годов, но с появлением Академии педагогических наук РСФСР (ныне это Российская академия образования) эти две структуры решали схожие задачи, хотя одна была при ведомстве, другая – неподведомственная министерству структура.

После появления в 2004 году Минобрнауки России в соответствии с постановлением Правительства все его ведомственные институты были объединены под крышей ФИРО. Стержнем слияния стал Институт профессионального образования, который специализировался преимущественно на проблемах начального профессионального образования.

Таким образом была решена задача объединения ведомст­венных институтов под одной крышей. Название «ФИРО», на мой взгляд, было выбрано очень удачно. Сегодня в институте работают около 650 человек.

– Сегодня ФИРО должен решать некие задачи, поставленные перед ним министерством. Но возможно ли вообще решение каких­либо задач сотрудниками из столь разных институтов, пусть даже объединённых в едином коллективе?

– Действительно, как только происходит подобное объединение, каждый хочет по­прежнему жить на своём хуторе и выращивать там свои плоды. На мой взгляд, от слияния столь разных структур не стоит мгновенно ждать симбиотического эффекта. Отсюда те трудности, которые были и у моих предшественников на должности директора ФИРО, и у коллег из Минобрнауки. Все годы существования ФИРО происходил поиск – не побоюсь этого словосочетания – «институтской идентичности», поиск своего «я». Профессиональная идентичность, связанная с его миссией, для института важна не менее чем для личности. Если у человека каждая рука действует самостоятельно, возникает сложная задача координации…

– Ваша задача как директора института заключается в обеспечении координации?

– Гениальное определение координации дал Николай Бернштейн – классик современной биологии активности, друг Льва Выготского. Он считал, что координация – это преодоление избыточных степеней свободы. Так и в нашем случае: нужно работать, чтобы возник единый организм, чтобы осознать свою идентичность, свои цели и миссию.

– В чём сегодня заключается миссия института? Ведь она наверняка уже сформулирована.

– Миссия института – это разработка стратегии социокультурной модернизации образования.

Я считаю, что ФИРО должен реализовывать программу, выраженную, говоря языком современного бизнеса, в формуле «СТО»: Стратегия, Тактика, Операции. Это, образно говоря, «программа на все сто», в которой должны сочетаться стратегическое, тактическое и оперативное управление. У ФИРО есть три направления работы: исследования, обучение, внедрение.

– Что Вы подразумеваете под «стратегией развития образования»?

– Есть две стратегии развития, которые рождались на наших глазах и в соответствии с которыми так или иначе проводятся современные реформы образования.

Первая стратегия – это организационно­экономическое развитие. Если помните, документ с подобным названием был разработан в 1997 году. Этот документ готовили Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, Татьяна Клячко, ныне директор центра в Академии народного хозяйства, Александр Тихонов, ныне директор НИИ «Информика», Михаил Дмитриев, ныне директор Центра стратегических разработок, и Ваш покорный слуга. Многие сегодняшние изменения в образовании основаны на идеях организационно­экономической реформы, предложенных в 1997 году.

Вторая стратегия связана с разработкой идей социокультурной модернизации образования, в которой одно из важных мест занимает развитие вариативности. Коллеги иногда говорят, что из множества преобразований, которые мы проводили за последние двадцать лет, переход к вариативности – единственное, что не вызывает сомнений даже у самых убеждённых оппонентов.

Я мечтаю о том, чтобы ФИРО обеспечивал в стратегии сочетание организационно­экономической и социокультурной модернизации образования. Они ни в коем случае не противоречат друг другу. Более того: социокультурная модернизация реализуется с помощью экономических механизмов.

– Становится ли ФИРО коллективным консультантом при власти по проведению организационно­экономической и содержательной реформы образования?

– В течение последних лет проведение реформы образования обеспечивалось несколькими интеллектуальными центрами высшей школы, работающими в тесном контакте с Минобрнауки. Это в первую очередь Высшая школа экономики. Интересные перспективы развития непрерывного профессионального образования разрабатываются в Академии народного хозяйства.

ФИРО сегодня имеет шанс стать ещё одним интеллектуальным центром, реализующим обе исторически сложившиеся стратегии. При всей широте своих интересов такие вузы, как ГУ–ВШЭ, имеют свои интересы, свои профили, и всё­таки их главная задача – подготовка кадров. А в ФИРО, как в капле воды, отражаются все аспекты развития образования, начиная ранним дошкольным и заканчивая дополнительным послевузовским. Уникальность нашего института заключается в том, что он действительно охватывает все уровни образования, что его главная задача и основная профессиональная деятельность – собственно развитие образования.

– Расскажите подробнее об организационной структуре ФИРО.

– Структура, над проектированием которой мы работаем с момента моего назначения на должность директора института, отвечает задачам методологического обеспечения развития образования России в современной ситуации. Употребляя слово «методологический», а не «методический», я обращаюсь к классикам, вкладывающим особое содержание в этот термин, – Мерабу Мамардашвили и Георгию Щедровицкому.

Структура ФИРО прозрачна и, по большому счёту, не нуждается в комментариях – её можно найти в приложении № 2 к приказу ФГУ «ФИРО» от 31 июля 2009 г. № 103 (см. с. 16).

Есть четыре уровня методологии.

Первый уровень – это управление системой образования (управление проектами), в рамках которого создан Центр стратегии развития образования и организационно­методической поддержки программ.

Второй уровень – это методология управления образовательным пространством не как ведомством, а как социальной сетью, связывающей различные институты социализации: семью, культуру, религию, СМИ (управление рисками). На этом уровне действуют три центра: первый занимается проблемами семьи, второй – национальными проблемами школы, третий – детьми группы риска (коррекционное и реабилитационное образование).

Третий уровень – это методология управления содержанием и результатами образования, обеспечивающая формирование компетентности личности и развитие национальной инновационной системы (управление знаниями). На этом уровне также действуют три центра – один занимается стандартами и оценкой качества, два других отвечают за различные уровни образования.

Четвёртый уровень – это методология ресурсно­технологического обеспечения образования (управление ресурсами). Здесь сразу восемь центров, в том числе мониторинга и статистики образования, здоровьесберегающих образовательных технологий, экспертизы учебной продукции и маркетинга образовательных услуг.

Эта структура – «магический кристалл» ФИРО, включающий в себя очень широкий спектр аналитиков и экспертов.

– Кто сегодня работает в ФИРО? Кто пришёл в институт вместе с Вами?

– Я подбираю себе заместителей с уникальным опытом работы, и некоторые из них – люди знаковые для российского образования.

Назову лишь некоторых.

Первым заместителем директора ФИРО был и остаётся Александр Лейбович, доктор педагогических наук, выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ.

Моим заместителем назначен Сергей Монахов – уникальный организатор, в недавнем прошлом – руководитель Федерации Интернет Образования, кандидат психологических наук, выпускник МАДИ, очень полезная для работы в сфере образования специальность «Мосты».

Ещё один заместитель – Марина Солинова, кандидат экономических наук, выпускница экономического факультета МГУ, в недавнем прошлом – заместитель руководителя Рособразования, проектировщик Федеральной программы развития образования и один из людей, имеющих отношение к рождению Высшей школы экономики в 1992 году. Сегодня она является советником министра образования и науки РФ.

Я пригласил на должность заместителя Ольгу Карабанову, доктора психологических наук, заместителя декана психологического факультета МГУ. Она одна из любимых учениц Петра Яковлевича Гальперина. Её знают в сфере образования. В новом стандарте для начальной школы она была одна из разработчиков системы универсальных учебных действий.

Моя скорбь и боль – уход Евгения Фёдоровича Сабурова, который в последние годы был научным руководителем ФИРО.

– У института есть Наблюдательный совет, также состоящий из знаковых фигур.

– Да. В совет вошли, к примеру, директор Курчатовского института Михаил Ковальчук, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, заместитель генерального директора Роснано Андрей Свинаренко, его председатель – заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина.

Помимо Наблюдательного совета, мы создали Научный совет, в который вошли проректор ГУ–ВШЭ Исак Фрумин, директор НИИ «Информика» Александр Тихонов, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, другие известные коллеги.

– Чего ждать от ФИРО образовательному сообществу в ближайшее время?

– Минобрнауки России выделило несколько стратегических направлений развития образования, к которым имеет отношение наш институт. Это, в частности, разработки в области реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», социализации детей с трудностями в развитии, информатизации школы, развития профессионального образования. Эти и другие направления, подготовленные рабочей группой замминистра образования и науки РФ Владимира Миклушевского, через призму социокультурной модернизации становятся для нас ключевыми. ФИРО будет участвовать в разработке Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы.

– Что Вы лично привнесёте в работу ФИРО?

– Получив предложение руководства Минобрнауки возглавить институт, я увидел, что на этой должности смогу участвовать в реализации крупномасштабных проектов, за которые у меня болит душа, в реализации идей, которые лежат в основе социокультурной модернизации и красной нитью проходят через Федеральную целевую программу развития образования.

Я счастливый человек в том смысле, что обладаю хорошими социальными связями не только в мире образования, но и в мире науки, в мире бизнеса, в СМИ. И я хочу, чтобы ФИРО стал переговорной площадкой для цеха образовательных экспертов, если угодно – для референтной группы людей, которые влияли и будут влиять на политику развития образования в нашем изменяющемся мире.

Беседовал Борис СТАРЦЕВ

Просмотров: 808 | Добавил: пушок
Всего комментариев: 1
1 пушок  
:Dинтересная разработка

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Форма входа

Полезности
Бесплатная отправка SMS
Скорость Интернета
Календарь событий
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Реклама