Маргарита ЛЕОНТЬЕВА: «Четыре табу для учебника будущего»
На вопросы нашего бюллетеня отвечает главный редактор издательства «Просвещение» Маргарита ЛЕОНТЬЕВА
Вопрос: Маргарита Романовна, каким будет школьный учебник через десять–пятнадцать лет?
Ответ: Я не знаю. Можно, конечно, что-то придумать, оттолкнувшись от своих профессиональных наблюдений, представлений о предмете, но вряд ли достоверность таких предсказаний будет высока. На полках нашей издательской библиотеки можно найти массивные, давно отслужившие свой век учебники и тридцатилетней давности, и полувековой, и много старше. И когда держишь в руках эти книги, сравниваешь с их аналогами последнего поколения, то понимаешь, что учебник – это живое искусство. А оно непредсказуемо. Поэтому мне проще будет сказать, каким не будет и каким не должен быть учебник в принципе.
Первое – и это совершенно очевидно – он не должен быть одиноким. Далеко не всю информацию – дополнительную, систему обработки учебного материала, набор заданий для учащегося и многое другое – следует во что бы то ни стало объединять под одной обложкой. Ну а какие рядом с главной книгой и вокруг нее появятся пособия, книги-попутчики, помощники, это уж пусть решает жизнь.
Второе – учебник не должен отражать личную позицию автора. Ну не нравится мне, автору ультрасовременного курса по физике, теория относительности Эйнштейна! Но это не значит, что ее не будет в предлагаемой мной версии учебника. Так что и геометрия Лобачевского, и теория Вернадского о ноосфере и биосфере, и экономические воззрения Гайдара – все это обязательно должно войти в плот
...
Читать дальше »