Комментарий к курсам повышения квалификации
Полярус Кристина Сергеевна
Учитель английского и французского языков
Руководитель кафедры ИЯ
МАОУШ-И «Лицей-интернат №7»
г. Бердск
В рамках прохождения курсов повышения квалификации в НИПК и ПРО по теме «Инновационные процессы в преподавании иностранных языков в свете гуманитарной методологии науки о воспитании» в период с 10.11-29.11.2014г., безусловно, получила ценный практический опыт, что связано не только с яркими личностями преподавателей-кураторов, такими как Буланкина Надежда Ефимовна, Кондратенко Александр Петрович, но и с мобильностью самого процесса обучения, т.к. занятия проходили на разных стажировочных площадках: НИПК и ПРО, Областная библиотека, магазин иностранной книги «Magellan Books», компания «Сибверк», НОУ «София», экономический лицей, гимназия №13, где каждый слушатель курсов имел возможность не только познакомиться с новыми интересными людьми, но и использовать представленный ими опыт, приемы обучения, интересные идеи, их «фишки», «изюминки» в своей деятельности, чтобы сделать свой процесс обучения более ярким и эффективным.
Несмотря на активное использование современных ИКТ, внедрения ФГОС 2-го поколения (со 2-го по 7 класс по УМК «Spotlight»), опыта работы (10 лет как учитель английского и французского языков, 3-й год в качестве руководителя кафедры ИЯ), постоянное стремление к саморазвитию и самореализации (участие в различных он-лайн конференциях, мастер-классах, вебинарах, прохождения курсов на базе стажировочных площадок и т.д.), произошла некая «перезагрузка», и в процессе критического осмысления данные курсы имеют следующий практический выход или так называемый «сухой остаток», представленный в виде тезисов.
1. Буланкина Надежда Ефимовна:
• техника параллельного мышления
• гуманистическая парадигма образования
• системно – деятельностный подход (все, что даем-используем в деятельности)
• выход на эффективное общение
• вариативность обучения (5-6 заданий на выбор)
• умение слушать, наблюдать, систематизировать
• постоянное развитие и совершенствование коммуникативных навыков
• языковая составляющая - вербальное и невербальное общение
• педагогизация (проведи за меня урок)
• личность учителя (знания, внешний вид, манеры, самоконтроль)
• воспитание диалогично
• новшество в содержании, организационных формах, результатах обучения
• система развивающих заданий
• индивидуальная траектория развития
2. Кондратенко Александр Петрович:
• освежила и узнала много интересных фактов из истории развития английского языка (т.к. первый ин. яз - французский)
• язык – застывшая история-важность изучения истории языка
• разнообразные темы о влиянии других языков, заимствованиях, культуре Британии, мифологии Британских островов, литературе Fantasy, противоречивом характере творчества Шекспира, викторианской эпохе, науке в англоговорящих странах представлены очень доступно, ярко, запоминающе, с использованием материалов личной богатой медиатеки преподавателя
• каждая из этих тем может быть отдельным объектом исследования для НПК, сообщения интересных фактов в процессе обучения (н-р обзор гипотез о Шекспире: кто за ним стоял на самом деле, названия грамматических времен на основе моделей общества: Simple- простой народ, Perfect-епископы, аббаты, совершенное сословие, Continuous – графы и т.д.), составления общей картины мира людей той эпохи, принципов и основных стадий развития языка
• критическое осмысление действительности на основе изучения истории, путей становления и развития известных личностей (Vanderbilt, Rockefeller, Andrew Carnegie, Эдисон, Тесла и т.д.)
• многоплановость жизни на основе квантовой теории (относительность, синхронность, неопределенность)
• самопознание и самоанализ на основе нумерологии, рун, затронутых в процессе изучения темы по мифологии, дистанционного наблюдения, анализа отрывков фильма «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
• практический выход курса лекций - реферат «Заимствованная лексика в английском и ее использование в различных функциональных стилях»
• возможность использования медиатеки преподавателя, которая собиралась на протяжении многих лет
• личность преподавателя: А.П. – тактичный, воспитанный, интеллигентный, высокоэрудированный, человек – ходячая энциклопедия, который вносит интригу – и хочется изучить дальше
3. Областная библиотека:
• кросс - культурная коммуникация с носителем языка - встреча с американским бизнесменом Фрэнком (+ еще 1 в неформальной обстановке на закрытии курсов)
• возможность проведения разовых встреч с учащ-ся лицея и/или организации интегрированных занятий (Engeneering+English) для инженерных классов с носителем языка Фрэнком
• записалась в библиотеку и получила доступ к художественной литературе, книгам по разной тематике, УМК, журналам на ин.яз.
• взяла 3 художественные книги для личного чтения по дороге на курсы на английском (Peter Parker “Sea change”), французском (Moliѐre “George Dandin ou le mari confondu”) и итальянском языке (Alessandro de Giuli, Ciro Massimo Naddeo “Opera”с аудиоверсией на CD + компьютерный курс изучения итальянского языка)
• Инна Игоревна предоставила дополнительные полезные Интернет-ресурсы библиотеки
• возникла идея совместного проекта «Чтение с увлечением» на ин.яз. с использованием ресурсов библиотеки, посещения семинаров, участия в дискуссионном клубе и т.д. на примере модели проекта гимназии №56 С-П (стажировоч. площадка декабрь 2013)
4. Magellan Books – Коченкова Ольга Михайловна:
• концепция проведения устной части ЕГЭ в 2015 г. (вся процедура конкретно с примерами, баллами, критериями)
• заказ диска-тренажера для подготовки к устной части ЕГЭ 2015, имитирующего режим реального экзамена «собеседования с компьютером»
• знакомство с phonics
• регистрация на сайте Magellan Books, с возможностью он-лайн заказов, скидкой 15%, использования ресурсов сайта (статьи, программы, публикации), быть в курсе событий (новинки, встречи, семинары)
• Active reading – наборы книг для чтения с дополнительными упражнениями, аудиоверсией книги на основе знаменитых мультфильмов с возможностью драматизации и дальнейшим выходом на конкурс
• Fly High, Speak out – грамотно структурированные и интересные УМК
• Choices - как дополнительное пособие, включенное в программу, где представлено Grammar in Life - управляемый диалог
• разные пособия по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, новинка – Exam Success
• перспектива участия в международном проекте “Cambridge English for Schools” и/или организации проектной мастерской для учащ-ся 7 класса инженерного направления по УМК «Science» - технический английский с готовой разработанной программой на сайте
• книги и УМК по разным языкам (анг, фр - свободно, итал-базовый)
• для себя лично - использование книг не тоько для обучения, но и интерьера
5. Лихоманова Наталья Романовна:
• практические вопросы аттестации (сайт с графиком аттест-х заседаний и бланками документов, процедура проведения, подачи документов, изменения в аттестации, регламент, нормативная база, пакет документов)
6. Сибверк – Пимонова Людмила Викторовна:
• tuning – общеевропейский уровень оценивания (знание и понимание, знание как деятельность, знание как быть)
• РКМИП (вызов, осмысление, рефлексия) – использование разных способов технологии критического мышления
• к январю 2015 – обязательное представление учебников в печатном и электронном виде
• сравнительный анализ рекомендованных УМК для обучения по ФГОС 2-го поколения и подготовки к экзаменам ОГЭ и ЕГЭ с выбором наиболее оптимальных
• в процессе обучения по УМК «Spotlight» формируются все виды УДД: личностные, предметные и метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные), только для себя нужно определить на каком этапе и какой вид УДД
• приобрела методические пособия, необходимые для работы по новым стандартам: М.А. Пинская, И. М. Улановская «Новые формы оценивания. Начальная школа», «Иностранный язык. Планируемые результаты Система заданий 5-9 классы» под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой
• кейс-технологии
• каждый урок – небольшое соревнование
• принцип мини-макса
7. НОУ «София» - семинар «Созидающе - преобразующая роль коммуникации в социальной жизни современного человека» (на примере современных технологий преподавания ин.яз.):
• “Planet in pocket”. Использование электронного многоязычного разговорника на уроках ин.яз. - Барышникова Юлия Евгеньевна
• «Использование интернет – ресурсов на уроках анг.яз» - Семина Фарида Хамзаевна представила список полезных сайтов для разного уровня владения языком, содержащих современную актуальную информацию (н-р свежую статью в журнале можно прочитать, выполнить по ней огромное кол-во заданий на весь урок, выбрать уровень сложности; данный вид работы очень актуален для неожиданно появившейся большой группы в случае замены др. учителя)
• «Стратегии формирования иноязычной компетенции уч-ся» - Логинова любовь Валерьевна, представитель компании «Макмиллан»: факторы успешности в обучении говорению, особенности обучения диалогической и монологической речи, экзаменационный формат 2015г., Jim Scrivener “Learning Teaching”- настольная книга по методике
• “Early education. Pronunciation Sensation: учимся говорить правильно” – активные приемы работы над произношением от Мишель Меттер, преподавателя анг.яз. из США
• “No wallflowers in class: некоторые приемы повышения интереса детей к активному изучению анг.яз.” – Каргина Маргарита Юрьевна, руководитель учебных программ в Международном учебном центре «Интерлэнг» - необычные приемы визуализации («фетровые истории»), игры, создание проблемных ситуаций на реальных примерах из повседневной жизни, что позволяет «держать» интерес аудитории
8. Экономический лицей:
• Охина Елена Викторовна – практические советы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ раздела «Письмо»: подбор УМК, система работы; ссылки на полезные сайты по изучению анг.яз.; публикация на сайтах проектов учеников – моральное удовлетворение+сертификаты; “Rainbow English” для обучения чтению в начальной школе, т.к. существуют проблемы с этим по УМК «Spotlight»
• Ольга Юрьевна – алгоритмы по подготовке к разделу «Чтение»+УМК
9. Гимназия №13 – научно-методический семинар «Актуальные проблемы иноязычного образования в контексте межкультурной коммуникации»:
• слаженная работа группы профессионалов приводит к достижению поставленных целей, планируемых результатов, успеху
• преобладание определенного вида деятельности в зависимости от ступени обучения: 1 ступень (начальная школа 2-4 кл) – театр, драматизация, 2 ступень (средняя школа 5-9 кл) – проектная деятельность, 3 ступень (старшая школа 9-11 кл) – дебаты
• реализация внеурочной деятельности в рамках работы клуба ин.яз, посредством выпуска интернет - журнала
• конкурс переводчиков – развитие творческих способностей
• реализация стандартов ФГОС через поэтическое творчество на уроках анг.яз.
• поиски языковых решений при изучении 2-го ин.яз.
Подводя итог всему вышесказанному, курсы – это не только новые технологии, практические советы по обучению, повышение профессионального уровня, но и возможность безграничного общения: всегда, везде и в любой ситуации.
По словам Антуана де Сент Экзюпери, «единственная известная мне роскошь –это роскошь человеческого общения».
|