Комментарий (отзыв) к статье «О РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(к вопросу о системе развивающих заданий в системе ОИЯ)»
http://kgo.ucoz.ru/publ/superideja_2011_3/20-1-0-97
составлен Тропиной О.А., учителем английского языка МБОУ Криводановской СОШ №22.
Тема, затронутая в статье, показалась мне весьма актуальной и интересной. Хотя сам язык, которым она написана, показался мне не совсем знакомым. Ведь автор статьи – доктор философских наук, профессор и т.д. А я – лишь начинающий учитель. И вот мне в голову пришла идея опробовать на себе эту самую «развивающую функцию методов обучения иноязычной речевой деятельности», и самой создать по отношению к статье систему развивающих заданий (СРЗ) и посмотреть, поможет ли мне их выполнение овладеть информацией, представленной в статье, эффективнее и успешнее, чем, если бы я просто перечитывала ее, например, на несколько раз.
И каковы же результаты? Они не заставили себя ждать. Как только моя главная задача (понять текст статьи) стала дробиться на небольшие подзадачки (СРЗ), то куда-то стал пропадать страх перед вроде бы «незнакомым» языком, начал появляться познавательный интерес и желание поскорее сделать знание, представленное в статье, своим собственным, изложить его в удобной для себя форме (потребность в творчестве). Таким образом, шаг за шагом, на собственном опыте удалось почувствовать все три уровня познавательного интереса, о которых упоминается в статье.
Очевидно, что СРЗ призвана вызвать у ученика познавательный интерес, который является «основным и надежным показателем положительного отношения школьников к учению» (к чему, собственно говоря, и нужно нам, педагогам, в нашей повседневной деятельности стремиться). Рассмотрим умения, которые она формирует и функции, которые она призвана выполнять:
Умения, формируемые СРЗ:
1. видеть главное, основное в изучаемом;
2. выделять существенные признаки; расчленять материал на логически законченные части;
3. сравнивать, сопоставлять;
4. устанавливать связи различного характера;
5. обобщать, формулировать выводы;
6. подбирать факты для подтверждения выводов;
7. дифференцировать учебный материал по его значимости;
8. продумывать и формулировать вопросы;
9. отнести факт к определенному месту в системе.
Функции развивающих заданий:
• готовят школьников к самостоятельному осмыслению учебного материала,
• требуют самостоятельных обобщений и выводов, творческого подхода к решению тех или иных вопросов
• открывают новые знания, новые способы добывания знаний;
• обеспечивают синтез овладения знаниями, приемами умственной деятельности и нормами отношения к различным видам познавательной деятельности;
• развивают зрелое мышление, приближенное к поисково-проблемному;
• руководят познавательной деятельностью учащихся;
• диагностируют, проверяют, обеспечивают и контроль/самоконтроль, и обучение, и воспитание школьников.
Принимая во внимание вышеизложенное, не остается никаких сомнений, что статья подлежит обязательному исследованию всеми педагогами, заинтересованными в своем профессиональном росте и качественном и положительно мотивированном учении своих учеников. Лично я обязательно возьму систему развивающих заданий на свое методическое «вооружение». |