Отзыв о книге «Проектирование инновационного пространства гуманитарного образования в современной школе» (Н.Е. Буланкина, О.Л. Иванова) Черновой Галины Николаевны.
Выражаю огромную благодарность авторам – Надежде Ефимовне Буланкиной, Ивановой О.Л., за прекрасную книгу. Это пособие стало для меня настольной книгой, путеводителем по пространству ФГОС. Книга прочитана мной трижды. В первый раз читала ее как захватывающее произведение, во второй раз было чтение с карандашом в руках, делала необходимые отметки. В третий раз-чтение и разговор с автором одновременно.
Многое прояснилось, многое стало новым знакомым. Пришла к выводу, что эта книга просто необходима каждому учителю, каждому предметнику.
Как учитель с многолетним стажем могу сравнить настоящее образование с образованием двадцатилетней давности. Работать стало труднее? Ответить верно, значит сказать, что работать сейчас теми инструментами и методами, которые казались эффективными много лет тому назад, почти невозможно. Внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. Как показали исследования немецких ученых, обучающийся запоминает и усваивает материал на 90 %, если он непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решений, формулировке выводов и прогнозов.
ИКТ – мощный инструмент развития мотивации учащихся на уроках иностранного языка. Преимущество ИКТ заключается в том, что при его использовании происходит перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой деятельности.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность. Поэтому основная задача, которая стоит перед современным учителем – выбрать методы и формы организации деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Одно из важнейших положительных качеств личности – ответственность, умение дать ответ не только в учебной деятельности, но и в реальной жизни. Для некоторых людей ответственность воспринимается как наказание, другими ответственность понимается как привилегия ответственности. Об одной женщине, оперуполномоченной, прослужившей много лет в рядах милиции, было сказано - «у нее одна привилегия в жизни – привилегия ответственности». Нужно ли воспитывать это качество у подрастающего поколения? Считаю, очень нужно. Я полностью согласна с автором книги о необходимости культивирования ответственности быть ответственным как привилегии. Это может стать важным стимулом и следствием для дальнейшего осмысления и продвижения системных методологических основ гуманитарной самоорганизации личности в полиязыковом образовательном пространстве.
Современный урок работает на привилегию ответственности и на ответственность как привилегию непосредственных участников образовательного процесса. УМК издания «Просвещение» стали реальным помощником в реализации принципов индивидуализации, гуманитарной самоорганизации личности как основы для формирования ответственного отношения к учению самих учеников и ответственности к своим обязанностям учителей. Создание современной дидактической системы по формированию и развитию коммуникативной культуры учащихся, их лингвокультурологической грамотности как основы для овладения нормами межкультурного общения на иностранном языке – становится залогом успешного формирования ответственности как привилегии.
В настоящее время, время интенсивного ритма жизни, информационной технологии, иностранный язык стал необходимым инструментом для общения и познания нового. Иностранный язык это средство личностного развития и воспитания полиязыковой культуры. Задачи ФГОС включают вопросы воспитания через предмет иностранный язык. В свете ФГОС развивающее учение ставит главную задачу – формирование мышления через деятельность, готовность адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм и правил, осознанно строить свою деятельность по достижению цели, оценивать собственную деятельность и отвечать за полученные результаты.
Жизнь не стоит на месте. Образование зависит от общей ситуации в социальном развитии страны, от процессов, происходящих в ней. С 20-х по 90- е годы 20 века в нашей стране целью воспитания было формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Цель имела характер идеала. Цели воспитания определялись от потребностей авторитарного государства и носили идеологический характер. В новых социально – экономических условиях нашей страны весьма критично оценивается всестороннее развитие личности как цель воспитания, признается неосуществимость такого идеала воспитания. А теперь, считают ученые, надо идти от потребностей личности в самореализации, в развитии способностей каждого. Я согласна с автором книги, что именно общество определяет главную цель образования, то есть конечный результат процесса образования – Человек.
Цель современного общества Российской Федерации – помощь личности в разностороннем развитии, воспитание личности, способной самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, сформировать человека, сознательно строящего свою жизнь в сотрудничестве с другими членами общества. Эта цель отражена в законе РФ об образовании. Я согласна с автором книги, что необходимо искать разумные средства и подходы к изучению личности, к умению раскрывать скрытые возможности, творческий потенциал. И все это для ее (личности) самореализации. Каждая личность выступает как носитель личностной культуры. Необходима постоянная коммуникация между личностной культурой и культурой общества.
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа, если она хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально новую модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. А это означает, что в Российской школе впервые общее и дополнительное образование могли бы стать равноправными взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство для полноценного личностного развития каждого ученика. Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт, ориентир у которого на индивидуальный подход в образовании и индивидуализацию образовательного процесса.
В современной школе необходимо внедрение тьюторского сопровождения процесса индивидуализации. Тьюторство – особый педагогический способ работы, который сопровождает самого ребенка на индивидуальную образовательную программу и реализует тем самым индивидуализацию в образовании. Индивидуализация это новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика. Он становится не объектом образования, а субъектом. Принципиальное отличие ФГОС от других стандартов – выход на право ученика формировать свое содержание образования, адекватное его структуре личности. Тьютор или учитель с тьюторской компетентностью сопровождает самоопределение и управление личностными ресурсами ученика. Основным принципом работы тьютора в современном образовании является принцип расширения образовательного пространства каждого обучающегося до преобразование этого пространства в открытое.
Я согласна с мнением автора, что потребность в интегративном мышлении на данном этапе развития общества становится все более актуальной. Интегративное мышление это овладение дедуктивной и индуктивной логикой построения познавательного процесса. Оно делает человека способным строить гипотезы, устанавливать причинно – следственные связи, выводить аксиомы, сопоставлять теорию и практику. Интегративное мышление это возможность совершить более глубокое и широкое познание действительности, гарантия качества принимаемых им решений. Познание делается многовариантным, более свободным. Интегративное мышление является важной и необходимой ступенькой к формированию у любого из нас глобального мышления и формируется в процессе выполнения индивидуальных и творческих заданий, в ходе самостоятельной научной работы.
Задачи перед образованием и организационные условия, требующие учета при формировании пространства, ориентированное на тьюторское сопровождение педагогических практик, сформулированные автором в 9 аспектах, считаю актуальными.
Еще раз хочется выразить свою признательность авторам этой книги за помощь в работе с ФГОС. Это уникальное пособие – маяк в пучине преобразований современного образования. Эта книга заставляет думать, понять, узнавать новое, размышлять, делать выводы, взять самое необходимое для дальнейшей работы. После общения с данной книгой появилось спокойствие и уверенность в завтрашнем рабочем дне по ФГОС. Многое было взято на заметку и на вооружение из опыта в работе Волжской школы №1 по культурному самоопределению личности в полиязыковой образовательной среде с выходом на гуманитарную самоорганизацию в условиях современной школы. Изюминка, которую я нашла в этой книге, привела меня в восторг! Это умение автора соотносить высказывания великих людей прошлых столетий с идеями и проблемами сегодняшнего дня. Их мудрые мысли золотыми нитями пронизывают философские размышления автора. Эта замечательная книга – не добросовестно прочитанное произведение, занявшее место на книжной полке, а источник глубоких идей, философских мыслей, практических советов и реальной помощи в работе по новому стандарту, без которого просто не обойтись в дальнейшей работе.
Выражаю огромную благодарность Надежде Ефимовне за организацию очень необходимых полезных курсов. Все корректно продумано и отвечает нашим запросам и желаниям: и график занятий удобный, и программа курсового содержания очень насыщенная. Материал, проработанный вместе с преподавателями – Шубкиной Т.Н., Лихомановой Н.Р., Кондратенко А.П., представляет для нашей педагогической деятельности большую ценность. Практические занятия, работа в библиотеке, семинары в школе № 137 и в экономическом лицее целесообразно и гармонично дополняют наш багаж знаний, полученный на курсах повышения квалификации учителей английского языка «Инновационные процессы в преподавании иностранных языков в свете реализации ФГОС». А встреча с носителями английского языка просто мечта всех преподавателей!
Уважаемая Надежда Ефимовна, общение с Вами оставляет глубокое впечатление. Ваши произведения уникальны и представляют огромную пользу для нас педагогов. Искренне желаю Вам крепкого здоровья и дальнейших творческих и созидательных свершений!
11 декабря 2013 года |