Комментарий на книгу Н.Е. Буланкиной и О.Л. Ивановой «Проектирование инновационного пространства гуманитарного образования в современной школе»
В книге «Проектирование инновационного пространства гуманитарного образования в современной школе» Н.Е. Буланкиной и О.Л. Ивановой аккумулировано и очень остро и злободневно представлены несколько образовательных проблем и важных и насущных воспитательных «прорех» и упущений нашего времени в рамках современной школы.
Прежде всего, в книге обозначено, что в ядре всего образовательного, воспитательного процесса, да и общества в целом, находится его конечный результат – Человек (с. 30). То есть, школа, как основное звено всей системы образования, кроме того, что выполняет государственный и социальный заказ, определяет те задачи, которые она должна выполнить в образовательном процессе для того, чтобы вырастить личность, целостную, разносторонне интеллектуальную, думающую, «…понимающую друг друга», «…имеющую благоговение перед жизнью как таковой, с просветленным любовью разумом…» (с. 15), любящую своих родителей, родину, окружение, работу, любимое дело… и понимающую смысл и ценность жизни.
К тому же, авторы книги подчеркнули существование таких кризисных явлений, как «разрушение окружающей природной среды, борьба за стремительно истощающиеся ресурсы, возведение в норму жестокости, культа грубой силы, воинствующий индивидуализм, примитивизация чувств и интересов, взаимное отчуждение, стремление к обогащению за счет других, агрессия и насилие – обусловили особую остроту проблемы гуманизации общества и национальных образовательных систем. Причем постоянно и системно возникает необходимость всестороннего осмысления таких явлений, как язык и сознательная жизнедеятельность человека, культура самоопределения личности, ее самосознание, духовность, нравственность личности, социальная идентичность и свобода выбора, образование, как значимый социальный институт для воспроизводства высокой культуры, гуманизация и гуманитаризация» (с.24).
Ко всему вышеизложенному, авторами книги актуализировано, что развитие масс-медиа и компьютерных технологий привели к тому, что ученики стали доверять только своему собственному опыту накопления знаний. «Учителей, подчинающих своему авторитету учеников и регулирующих все тонкости учебного процесса, становится все меньше. Вследствие бурного злокачественного разрастания, информационного Левиафана, государство постепенно выпускает из своих рук нити власти. Такова негативная прогрессия «глобализируемого» мира» (с. 26). К тому же, авторы затрагивают и другие угрозы технологического процесса, такие как:
- «интенсивный поток информации, постоянно увеличившийся объем отчетности, отнимает много времени от непосредственной работы учителей с детьми;
- электронный дневник вытесняет живое общение родителей и педагогов, приводит к усилению взаимной отчужденности участников образовательного процесса;
- вытеснение гаджетами и социальными сетями нормальной коммуникации между детьми, наряду с влиянием постоянно усложняющихся УМК на довольно слабое здоровье школьников, усугубляет ситуацию» (с. 57).
Также, авторы книги акцентируют наше внимание на некоторых аспектах, стоящих в образовательном процессе:
• Политический аспект;
• Психологический аспект;
• Этический аспект;
• Объективизирующий;
• Когнитивный аспект;
• Биосоциальный;
• Аспект осознания жизни;
• Этнический;
• Стохастический аспект.
Ольга Кузьмина |