19.10.2011
Комментарий к курсу лекций «Концептосфера современного полиязыкового образования»
В последние десятилетия, постоянно меняющиеся условия современной жизни требуют от личности совершенно иных качеств и развития особых умений. В этой связи процесс образования, как ключевой фактор в становлении личности, должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и как процесс развития личности, расширения творческих возможностей каждого участника. Причём ведущая роль в этом процессе принадлежит учителю, к профессиональной деятельности которого предъявляется всё больше требований, так как он призван быть носителем и транслятором языковой культуры.
Данный курс лекций даёт представление не только об истории и современном состоянии развития полиязыкового образования, но и о панораме современной философии образования, педагогики и психологии общения, культурологии и культуроведения. Построенный на принципах системности, целостности и иерархичности курс лекций включает в себя предисловие, тексты лекций, распределённые на два уровня (базовый, повышенный), контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме и литературу, что способствует целеноправленному и продуктивному усвоению теоретических знаний.
Принимая во внимание работы ведущих отечественных и зарубежных психологов, лингвистов, исследователей – методистов и согласно своей авторской концепции, автор курсов предлагает актуальные и перспективные, с моей точки зрения, направления:
• значимым представляется определение проблем современной методики обучения иностранным языкам;
• проблема эффективного обучения иностранным языкам потребовала рассмотрения методологических основ обучения в современной школе;
• не менее важным считаю рассмотрение теоретических основ обучения устному и письменному общению, а также аспектов обучения;
• принципиальное значение приобретают современные средства оценивания эффективности полиязыкового образования;
• актуальным видится определения проблем полиязычий в мире, роли английского языка и личности учителя, как ведущего фактора обновления современного образовательного процесса;
• многогранно рассматривается проблема пректного подхода в современной школе;
• ценным представляется моделирование учебно-воспитательного процесса (гуманистическая парадигма; творческие методы обучения; развивающее обучение), психологические подходы (развитие мотивации; ситуация успеха; гуманизация межличностных отношений); активные методы обучения на уроке иностранного языка (проблемное обучение; дифференцированное обучение – уровневый подход; коммуникативный подход; деятельностный подход);
• значение приобретают методологические основы гуманизации российского образования;
• не менее важными являются интеграционные процессы в образовании;
• основополагающей становится проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве;
• ценность приобретает авторский подход к вопросу полиязыковой концептосферы современного учителя.
В заключении хотелось бы отметить высокий профессионализм, мастерство и новаторство автора в многочисленных областях человеческих знаний и огромный вклад в дело обучения, развития и становления учителя иностранного языка в российской современной школе.
КОРОТЧЕНКО ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
МОУ СОШ 1 Г. БЕРДСК |