Межрегиональная научно-практическая конференция
«ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ в изменяющемся мире: организация, контроль и эффективность обучения»
в рамках мероприятия 2.4. Федеральной целевой программы развития образования
27–28 сентября 2017 года
г. Новосибирск
РЕШЕНИЕ
27–28 сентября 2017 года в соответствии с Планом-графиком реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области, реализуемых при поддержке субсидии из федерального бюджета, в рамках мероприятия 2.4. Федеральной целевой программы развития образования «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» повышения качества образования» состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Глобализация и стандартизация современного языкового образования в изменяющемся мире: организация, контроль и эффективность обучения».
К участию в конференции были приглашены педагоги и руководители образовательных организаций, руководители методических объединений, представители педагогических сообществ и общественности регионов Российской Федерации. В работе конференции приняли участие 270 человек (170 чел. из Новосибирска и Новосибирской области, в работе секций и пленарного заседания – очно; 56 чел. из 15 регионов РФ, в том числе по 2 и более участников – из 11 регионов РФ, 44 чел. из Новосибирской области, в работе вебинаров конференции – он-лайн).
Направления работы Межрегиональной научно-практической конференции:
- Современные тенденции в языковом образовании: обучение иностранным языкам в поликультурном мире.
- Стандарты в языковом образовании и в работе педагога.
- Повышение эффективности языкового образования: от раннего обучения к непрерывному образованию.
По итогам работы Межрегиональной научно-практической конференции «Глобализация и стандартизация современного языкового образования в изменяющемся мире: организация, контроль и эффективность обучения» участниками были приняты следующие решения.
Современное иноязычное образование в системе непрерывной гуманитарной подготовки личности обучающихся охватывает несколько наиболее значимых направлений (тенденций) повышения качества преподавания иностранных языков:
а) вопросы создания единого коммуникативного пространства в целях осуществления продуктивного межкультурного общения участников образовательного процесса в свете научно-обоснованных концептуальных положений развития и реализации иноязычного образования в России;
б) актуализация проблем формирования вторичной языковой личности с позиций понимания иностранного языка с его национальной спецификой, социальными и функциональными разновидностями в свете отечественных традиций сравнительно-сопоставительного подхода к изучению и преподаванию языков и культур в общеобразовательных школах;
в) формирование коммуникативной компетентности как совокупности социокультурной, межкультурной, языковой, речевой и компенсаторной компетенций вторичной языковой личности, позволяющих непосредственным участникам образовательного процесса плодотворно работать в пространстве нескольких языковых и речевых культур и в соответствии с требованиями ФГОС и примерными программами.
В ходе обсуждения обозначенных выше позитивных тенденций и подходов в развитии российского иноязычного образования участники двухдневной межрегиональной научно-практической конференции были вовлечены в активное обсуждение проблемных локусов, связанных с решением задач повышения качества языковой подготовки обучающихся в рамках секционных заседаний и пленарного заседания, в том числе в режиме он-лайн.
Участниками секционных мероприятий были выделены проблемные зоны с учетом различий в формах воплощения в устной/письменной речи, в совокупности общезначимых для конкретного народа речевых произведений, системы речевых событий и речевых жанров, обычаев и правил общения, присущих тому или иному народу соотношений вербальных и невербальных (лингвистических и экстралингвистических) компонентов общения в свете базовых положений культуроведения, культурологического и личностно-ориентированного подходов, нашедших отражение в концепции учебного предмета «Иностранный язык». Акцент был сделан на особенностях их актуализации в процессе подготовки к итоговой аттестации по иностранным языкам, а также при реализации требований введения второго иностранного языка и организации научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Участники показали основательное понимание приоритетов, позволяющих эффективно приобщать обучающихся к иноязычной культуре в рамках коммуникативного метода, сформулированного профессором Ефимом Израилевичем Пассовым в шестидесятые годы прошлого столетия.
Участники конференции высоко оценивают требования ФГОС и концептуальные позиции, связанные с широкомасштабными в пространстве России попытками использования дистантных форм обучения иностранным языкам.
Участники отмечают заслуги кафедры гуманитарного образования ГАУ ДПО НИПКиПРО в этом направлении: проведение конкурсов, олимпиад, выход на всероссийский уровень в аспекте тиражирования передового педагогического опыта, участие в подготовке к итоговой аттестации учителя и учащихся, организация специализированной профессиональной подготовки и переподготовки кадров в регионе в течение 25 лет, практико-ориентированная система повышения квалификации специалистов, проводимая кафедрой системная работа по нейтрализации негативных явлений в иноязычном образовании, организационная поддержка и научно-обоснованное сопровождение мероприятий в формате разнообразных ежемесячных конференций, семинаров и совещаний в районах города и области для учителя и учащихся с приглашением ведущих специалистов кафедры и специалистов из других регионов, в частности, авторов и методистов всех уровней отечественных издательств (Просвещение, Титул, Русское слово, Российский учебник и др.).
Выступающие на секционных и пленарном заседаниях конференции обратили внимание на некоторые расхождения концептуальных заявлений в программных государственных документах и реальным их воплощением в образовательном процессе. В частности, кадровый дефицит высококвалифицированных преподавателей иностранных языков в регионе за последние десять лет, в особенности учителей английского языка; перегрузка педагогов данной специальности (до 60 часов в неделю); невозможность полноценного прохождения курсового повышения квалификации даже в режиме дистантного обучения; отсутствие в регионе плюрализма языков, полиязычий; недостаточная материально-техническая поддержка иноязычной образовательной среды на уроках иностранного языка; отсутствие объективной оценки предметной компетенции в условиях существующей итоговой аттестации учителя.
Участники конференции высказали пожелание продолжить обсуждение и качественное осуществление требований, заложенных в государственных законодательных и правовых документах. Это касается, прежде всего, профессионального стандарта педагога, проекта научно-обоснованной концепции преподавания иностранных языков, в частности, проекта «Второй иностранный язык», а также обозначенных выше проблемных локусов в школах.
Обозначенные выше продуктивные направления деятельности должны найти отражение в системной работе на курсах повышения квалификации, на проблемных семинарах в образовательных учреждениях, на научно-практических конференциях в расширенном формате (круглые столы, дистантные модульные курсы-вебинары по вопросам развивающего иноязычного образования с приглашением авторов отечественных УМК ведущих российских издательств и другие мероприятия).
Участники Межрегиональной научно-практической конференции «Глобализация и стандартизация современного языкового образования в изменяющемся мире: организация, контроль и эффективность обучения» постановили:
- Одобрить в целом качественную организационную и содержательную работу секций и пленарного заседания конференции.
- Довести до сведения педагогических работников образовательных организаций Новосибирской области и РФ в целом результаты проведенного мероприятия и принятое решение.
|