Областная научно-практическая конференция
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
28 апреля 2016 г. кафедра гуманитарного образования НИПКиПРО провела областную научно-практическую конференцию «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС», в которой приняли участие около 50 учителей русского языка и литературы Новосибирска и Новосибирской области, а также представитель редакции русского языка и литературы изд-ва «Просвещение» в рамках долгосрочного сотрудничества. Сотрудники кафедры и издательства плодотворно работают, реализуя концепцию духовно-нравственного воспитания молодежи на уроках гуманитарного цикла (русский и иностранные языки, литература).
С приветственным словом выступил Константин Борисович Умбрашко (проректор по научно-методической работе, доктор исторических наук, профессор НИПКиПРО, Почетный работник высшего профессионального образования РФ). Обозначив актуальность исследования проблемы духовно-нравственного воспитания и развития личности в современной школе, Константин Борисович отметил роль предметов гуманитарного цикла (литературы и истории) в воспитании школьников.
С докладом «Роль кафедры гуманитарного образования в реализации “Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации” выступила Надежда Ефимовна Буланкина (заведующая кафедрой гуманитарного образования НИПКиПРО, доктор философских наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ). Познакомив участников конференции с особенностями “Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации”, подробно раскрыла возможности ее реализации силами сотрудников кафедры (курсовое повышение квалификации, проблемные семинары, конференции, стажировочные площадки в школах и т.д.), а также при поддержке ведущих отечественных издательств, к которым по праву можно отнести изд-во «Просвещение».
В этом издательстве работают известные авторы-методисты, помогающие педагогу в практическом осмыслении новых стандартов, идей и концепций, связанных с повышением языковой и коммуникативной культуры личности. Надежда Ефимовна также сообщила участникам конференции о предстоящей в ноябре 2016 года научно-практической конференции, посвященной реализации концепции филологического образования.
Ларионова Надежда Кирилловна (старший преподаватель кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО, Отличник народного просвещения) в своем выступлении на тему «Литературное образование как условие формирования духовно-нравственных качеств личности» сориентировала учителей на решение проблемы воспитания личности через содержание предмета «Литература», выбор технологий анализа текста, связь русской классики с современной жизнью.
В ходе конференции были заслушаны доклады, в которых прозвучала тревога словесников за судьбу подрастающего поколения, живущего в условиях неоднозначных ценностных ориентиров и социального расслоения общества. Участники с интересом обсудили также теоретические и практические аспекты заявленной проблемы конференции, которая носила общеметодологический и практико-ориентированный характер. Выступающие делились опытом воспитания и развития личности школьников в процессе изучения русской литературы, приводили в качестве примеров интересные методы и приёмы по анализу текстов, а также технологии организации уроков литературы с опорой на воспитательный аспект.
Ниже предлагаем познакомиться с некоторыми сообщениями проблемного характера, наметившими перспективы на будущее в деятельности кафедры, а также в работе учителей-практиков, которые системно и последовательно призваны решать актуальные задачи современного образования, создавая единое информационное пространство с помощью отечественных УМК.
1. Формирование личностно значимых ориентиров обучающихся средствами гуманитарных предметов интегрированного цикла как путьк социализации воспитанников - будущих выпускников ОУ.
Гринченко Инна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ Биотехнологический лицей № 21р.п. Кольцово.
2. Нравственно-философские проблемы в русской классике.
Лубченко Ольга Леонидовна, учитель русского языка и литературы МКОУ Карасёвская СОШ Черепановского района Новосибирской области
3.Взгляд русской литературы на смысл человеческого существования, представления о добре и зле.
Сидорова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 г. Искитима
4. Воспитывающий аспект содержания учебного материала по литературе в 5-7 классе.
Суменкина Екатерина Игоревна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17» г. Новосибирска
5. Воспитательный потенциал русской литературы.
Бахмурнова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 24, г. Новосибирска
6. Творческая деятельность учащихся в раскрытии их интеллектуальных, умственных и духовных возможностей.
Дроздова Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 61 им. Н.М. Иванова Советского района г. Новосибирска
7. Приемы анализа текста, вызывающие эмоциональный всплеск в душах детей и не позволяющие «душе лениться».
Можаева Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Новошарапская СОШ Ордынского района Новосибирской области
Литовкина Оксана Юрьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 197 Дзержинского района г. Новосибирска
Травкина Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МКОУ Пушнинская СОШ Черепановского района Новосибирской области
8. Роль учителя в развитии творческого, интеллектуального и духовного потенциала учащихся во внеурочной деятельности.
Абрамова Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ № 8г. Искитима
9. Формирование социокультурной компетенции на уроках литературы и в рамках внеурочной деятельности.
Петухова Татьяна Дмитриевна, учитель русского языка и литературы района г. Новосибирска.
В заключение работы конференции было организовано онлайн-включение с издательством “Просвещение”. Красовская Светлана Игоревна, зав. редакцией русского языка и литературы, сделала информативную презентацию на тему «Влияние технологий обучения литературе на формирование духовно-нравственных качеств личности». Кафедра всегда с энтузиазмом принимает приглашения российских издательств к взаимодействию, так как учителя-практики всегда заинтересованы в информативном и полезном общении. Организаторы конференции и ее участники высказали удовлетворение о проделанной на конференции работе и желание сотрудничать в дальнейшем.
Скачать отчет в формате pdf |