Пятница, 29.03.2024, 17:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Кафедра гуманитарного образования

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама

Материалы

Главная » Материалы » Отзывы слушателей » Отзывы 2014 год

В категории материалов: 41
Показано материалов: 41-41
Страницы: « 1 2 3 4 5

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

ОТЗЫВ   НА  СТАТЬЮ
Надежды Ефимовны Буланкиной
«Современность и гуманитарный урок как целостный процесс».

С самого начала текста статьи автор приглашает читателя к диалогу, к профессиональному и принципиальному разговору о реальном состоянии дел в сфере отечественного образования, о тревогах по поводу перспектив его развития, о выборе и ответственности за этот выбор практикующих педагогов. В этом выражается позиция автора как гражданина, учёного и  педагога – в стремлении выстраивать диалог школы с обществом, отстаивать привилегию личностной и личной ответственности современного учителя за уровень его собственной культуры, его ценностные ориентиры, приоритеты и результаты воспитания и образования учеников.
Н.Е.Буланкина ставит в своём исследовании вопрос о настоящем и будущем учительства вообще и учителя как личности, обращается к философской, психологической и педагогической основе проблемы, связанной с изменениями в ролевой позиции учителя в контексте реализации новых стандартов в образовании и в профессиональной деятельности учителя.
Автор статьи прослеживает преемственность этих изменений в расширяющемся пространстве ФГОС от начальной ступени обучения в обе стороны (к дошкольному этапу развития детей и к их обучению в основной  и старшей школе) через процессы адаптации к новой профессиональной реальности в условиях реформ и меняющихся требований к качеству образования, качеству подготовки нынешнего и завтрашнего педагога, его готовности к непрерывному самообразованию.
Итак, кто же сегодня отвечает за воспитание гражданина? Какой педагог? Что в нём изменилось (точнее, меняется) по сравнению с ним же самим 5-10 –летней давности? Каков вектор этой динамики, от чего или от кого это зависит?
Как учитель реагирует на вызовы времени? Осознаёт ли свою ответственность за то, что происходит в образовании сейчас? Видит ли выход из кризиса человеческого капитала современной российской школы? Готов ли он к самоизменению? Во имя какой цели?..
Читайте внимательно материал, и вы найдёте если не прямой ответ на эти вопросы, то увидите путь, по которому следует идти в его поиске.
Надежда Ефимовна Буланкина, опираясь на работы своих коллег, отмечает, что рефлексивный потенциал социальных трансформаций является подлинным «ориентиром для педагогического сообщества при исследовании с разных точек зрения уникального социокультурного феномена отечественной школы, т.е.  урока  гуманитарной направленности -  точнее,  гуманитарного урока с позиций личностной ответственности как привилегии». При этом автор акцентирует наше внимание на своей позиции, подчёркивая, что гуманитарным должен являться урок по абсолютно любой школьной дисциплине, а не только по предметам гуманитарного цикла. Но и этого одного не достаточно, если школа в широком смысле (т.е. любая образовательная организация в принципе) не занимается целенаправленно и системно созданием и поддержанием (культивированием) гуманитарно ориентированной культурно-образовательной среды в диалоге с сообществом (семьёй, социальными партнёрами школы).
Естественно, что в этот процесс должны быть вовлечены как руководители школы, определяющие её стратегию развития, так и все учителя, работающие в ней как носители этой педагогической идеи (миссии, профессиональной культуры). Иначе модель диалога так и останется теорией.
К сожалению, уже почти забыт некогда прекрасный лозунг советской педагогической системы «Воспитание примером!». Автор новой технологии Н.Е.Буланкина побуждает нас вспомнить его, показывает его актуальность, придаёт ему современное смыслы, обогащает деятельность педагога обновлёнными инструментами, оставив ценностную установку личностно ориентированного образования неизменной. В этом прослеживается глубинная преемственность отечественного образования, лучшее из которого мы, практики, должны сохранить не только как ментальность профессионалов, но и как способ достижения результатов нашей новой школы.
Автор статьи пишет: «Как привилегия ответственности личности учителя на уроке - это привилегия стать/быть человеком - гуманным, духовно-нравственным» (т.е. быть ответственным учить других или самому учиться, становиться или развиваться как профессионалу и отвечать за результаты собственной жизни и педагогической деятельности), «для которого человек обучающийся – непререкаемая ценность, а сама ответственность – это обязанность всегда держать ответ за свои слова, свои поступки, свои дела на уроке и вне урока»...
Читатель статьи тонко и целенаправленно подводится не только к пониманию того, за что несёт ответственность педагог, но и перед кем он несёт персональную ответственность, - перед государством, перед своими коллегами (иначе как, работая в команде, не быть её частью?), перед учениками, перед их родителями, обществом в целом. Вот почему так важна личностная и личная (авторская) позиция учителя в творении урока, в создании своего инструмента и своей модели диалога – т.е. собственной концептосферы, собственного, позитивно окрашенного языка, который сможет понять и принять любой из субъектов современного образования.  
Таким образом, от выбора учителем смысла и наполнения своей жизни, своего поступка, своего урока и своего отношения к уроку, зависит судьба как самого учителя, так и его ученика. Ведь педагог транслирует образец, пример, модель… и ответственность за выбор того, какой именно образец, пример или модель поведения он представляет, сегодня – за ним!

Директор МБОУ СОШ №1 г. Волжского
О.Л. Иванова

04.01.2014

Отзывы 2014 год | Просмотров: 377 | Добавил: belomor | Дата: 31.03.2014 | Комментарии (0)

Поиск по сайту
Форма входа

Полезности
Бесплатная отправка SMS
Скорость Интернета
Реклама