Понедельник, 29.04.2024, 15:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Кафедра гуманитарного образования

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум КГО » Общий форум » Общие вопросы образования » Философское осмысление педагогических новаций (В контексте реформ образования)
Философское осмысление педагогических новаций
belomorДата: Пятница, 15.11.2013, 18:45 | Сообщение # 1
boss
Группа: Администраторы
Сообщений: 12
Награды: 0
Репутация: 10
Статус: Offline
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХНОВАЦИЙ
В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Е.Буланкина, д. философ. наук, профессор,
зав. кафедрой гуманитарного образования НИПКиПРО

Социальный институт «образование», целевая функция которого заключается в передаче общечеловеческих и национальных ценностей, в развитии жизненных сил человека, его индивидуальности,  несмотря на новации и престижные реформы в стране, становится все более дегуманизированным,все менее способным эффективно влиять на гуманизацию многомерного поликультурного общества, обеспечивать его созидательную стабильность и развитие человека как социального субъекта.
Одновременно актуальность поставленной проблемы определяется сложностью задач социального регулирования и прогноза, с которыми сталкиваются непосредственные участники образования в условиях проводимых в российском обществе реформ, и необходимостью научной разработки методологической базы  становления и стабилизации российского образовательного пространства, полиязыкового по содержанию и полифоничногопо характеру взаимодействия субъектов образовательного процесса [1].
Кризисные явления - разрушение окружающей природной среды, борьба за стремительно истощающиеся ресурсы, возведение в норму жестокости, культа грубой силы, воинствующий индивидуализм, примитивизация чувств и интересов, взаимное отчуждение, стремление к обогащению за счет других, агрессия и насилие - обусловили особую остроту проблемы гуманизации общества и национальных образовательных систем. Причем возникает необходимость всестороннего осмысления таких понятий, как язык и сознательная жизнедеятельность человека, культура самоопределения в рамках таких категорий, как самосознание, духовность, нравственность личности, социальная идентичность и свобода выбора, образование как значимый социальный институт воспроизводства высокой культуры, гуманизация и гуманитаризация, ответственность за реформы и инновации, ответственность конкретной личности за все то, что происходит в образовании, на уроке, в школе, в обществе, в стране, в государстве. Для этого изначально необходимо установить различия между обучением и образованием как на этимологическом, так и накультурологическом уровнях [2].
В иерархической триаде (школьник – студент – специалист) необходиморазвести мотивы и концепции, «желательных школьников (студентов, специалистов), какими мы бы хотели их видеть». «Факт в преподавании» существует независимо от педагогических теорий, которые становятся некими независимыми агентами, к повседневной реальности отношение не имеющими [3]. Возникает дуализм преподавания того или иного предмета, когда ситуация, «поддержанная текстами», не взаимодействует с ситуацией, «свободной от текста». В процессе перехода ученика из класса в класс, студента с курса на курс множатся «восходящие трудности» и падает «достоверная самооценка» относительно возможности практического применения получаемых знаний. Наука, вроде бы лежащая в основе преподавания, никак не монтируется в моделях сложных и неопределённых социальных структур, в конечном счёте, она воспринимается сознанием обучающегося как «логическая алхимия». Переходы от одной ступени к другой носят иерархический характер, поэтому уместен термин – «иерархиология образования». Нельзя забывать, что образование кроме всего прочего -могучий миф. Отсюда и представление об иерархичности уровней образования, имеющих формально планируемую структуру (классы, курсы, стаж). Было бы полезно распутать все нити этого клубка проблем и поставить ясные и недвусмысленные вопросы по поводу издревле укрепившихся представлений (концепций и мотивов как уже говорилось выше). В индивидуальном плане самой важной является, по существу, подгонка обучающегося под заданную интеллектуальную или эмоциональную схему. Иерархия стимулов и трудностей в процессе преемственности от школы к вузу представляет собой двусмысленную и запутанную картину. Тут существует только одна теоретическая доминанта – либо накапливается достаточно нейтральная мудрость, либо знания, которые можно употребить и на пользу и во вред. Отсюда вытекает необходимость научения ужена уровне школы оперированию сложными философскими категориями, выходящими за пределы обыденного. Аналитический подход и корректность формулировок имеют не меньшее значение.
Важен и фактор издержек поиска. Работы школьников и студентов не всегда отделяют объективно существующие факты от собственных находок, домыслови гипотез. Очень сложно порой отличить ажитацию от энтузиазма. В последнем случае ситуация далеко не блестящая, преподаватели настолько табуизированы «тоталитаризмом», что не спешат идти по следам успешных практиков и теоретиков  и копировать их шаги. Ноименно это и развивает самодисциплину. К тому же, развитие масс-медиа, компьютерные технологии привели к тому, что ученики стали доверять своему собственному опыту накопления знаний. Учителей, подчиняющих своему авторитету учеников и регулирующих все тонкости учебного процесса, становится всё меньше. Вследствие бурного злокачественного разрастания, информационного Левиафана, государство постепенно выпускает из своих рук нити власти. Такова фатальная прогрессия «глобализируемого» мира. Это тенденция постоянного убеждения всех и вся в уникальности и творческой одарённости любой, в том числе ущербной личности. Подобное явление уже было в Римской империи II в. н. э., когда её элита решила, что мощный интеллектуальный центр – Александрийскаябиблиотека даст ответы на все вопросы благодаря эрудиции её учёных. Всё это было замечательно в теории, но вот варваров, незнакомых с «логической
алхимией», римлян и греков никакие догмы и концепции не остановили. Такие же мнимые величины - мощь массовой информации современного аналога «варваров» -
агрессивных микроорганизмов, никакие гигабайты почему-то остановить не могут. Оставляя в стороне частные вопросы, попробуем сформулировать некоторые задачи, стоящие перед гуманитарным образованием и гуманитарным знанием  («желательный вариант», поскольку жизнь всёрасставит по-своему) [4].
1) Политический аспект. Понятие «родины» не должно отделяться от реального «государства».
2) Психологический аспект.  Психологию невозможно применить к самому себе.Люди, как правило, не могут думать о себе реально, а лишь фантазируют. Когда ты читаешь собственный текст, психология не «срабатывает». Возникает рекурсия, программа «самости» зацикливается на себя.
3) Этический аспект. «Необходимо выпускать не «весьма приятных», но добродетельных молодых людей – будущих хороших отцов и матерей семейств, а не людей фривольных и легкомысленных. Необходимо развивать доброту сердца, а не хитрость и пошлое остроумие» (Наполеон).
4) Объективизирующий аспект. Факты, а не теория должны лежать в основе гуманитарного образования.
5) Когнитивный аспект. Школьники и большая часть студентов – конкретно мыслящие личности, однако, огромные массивы информации могут заблокировать формирование активной долговременной памяти. А потому возникает вопрос: Какой смысл преподавать огромные массивы информации без последующей реализации этих знаний.
6) Биосоциальный аспект. Хроническое утомление – знамение мира сего.Как следствие, погоня за высокими баллами приводит к развитию у молодёжи Синдрома снижения общей одарённости, высоких показателей в избранной узкоспециальной области при отсутствии общекультурной и адаптивной подготовки.
7) Аспект осознания жизни. Очень сложно усваивать уроки энтропийного мира и не сделаться циником или фаталистом. Мало людей заинтересовано в Вашем существовании. Но ещё меньше людей заинтересовано делиться с Вами своим благополучием.
8) Этнический аспект имеет смысл в многонациональном государстве. В России реального смысла он не имеет, население постоянно уменьшается.
9) Стохастический аспект. Жизнь исказки по поводу красивой жизни не только не идентичны, но и не симметричны ни в малейшей степени: «Человек верит в то, во что хочет верить, главное – половчее его обмануть!» (Д. Брайан «Отдай мне свою молодость!»). Но из этой непререкаемой аксиомы жизни делаются неправильные выводы, уравнивающие внешнюю энтропию и возможность личности эту энтропию подавлять и преодолевать.
Картина в целом может показаться пессимистичной и даже безнадёжной. Однако, метод достижения цели требует соответствующей энергии, изменение любого вектора требует избыточной энергии. И, наконец, всегда необходимо помнить золотое правило повседневной жизни – излишняя предусмотрительность ещё никого не погубила в отличие от трижды обоснованной самоуверенности, а также необходимо всегда учитывать тот факт, что общество живет и развивается так, как оно учится. И учится так, как оно хочет жить.
Эта взаимозависимость очевидна в связи с тем, что именно общество определяет главную цель образования, то есть конечный результат процесса образования – Человек культурный. При этом, как известно, культура, выступая, прежде всего, как исторически концентрированный опыт, предоставляет через образование каждому человеку возможность превратить этот опыт в личностный смысл. Культура всегда выступает как противоречивое единство культуры как целостности и личностной культуры. Каждая личность выступает как носитель личностной культуры, ее культурного богатства, сложившегося в результате предшествующей истории общества. Личностная культура отличается от всего накопленного богатства культуры, в частности, тем, что всегда несет в себе представление об условиях, средствах и целях, мотивах и потребностях, характерных именно для этой конкретной личности, именно в этот момент и в конкретном обществе. Отсюда возникает необходимость постоянной коммуникации, перехода друг в друга культуры общества и личностной культуры [4].
Вот почему немаловажно учитывать то, что социальный заказ определяет те задачи, которые должна выполнять школа как основное звено всей системы образования. И не последнюю роль в этом процессе исполняет Учитель с его мастерством,задором, энергией, профессиональной компетентностью, способностью по-новому осмыслять свой практический опыт, системно и постоянно осваивать современные технологии взаимодействия с непосредственными участниками образовательного процесса, моделировать инновационное коммуникативное пространство в соответствии с требованиями современного ФГОС. В связи с этим, вслед за И.И. Мечниковым повторим: «Человек благодаря
своей культуре в состоянии подготовить себе счастливое существование и бесстрашный конец», так как культура – это тот идеал, который выполняет системообразующую роль [5].
В данном номере журнале в очередной, уже третий  раз,  приглашаем на наш «Форум всех читателей» –учителей, исследователей, преподавателей и аспирантов - к некоторым
размышлениям относительно актуальных аспектов современного урока, о которых вам предстоит прочитать в статьях наших передовых учителей, прошедших курсовое повышение квалификации и принявших участие в конференции на тему «Реализация ФГОС в преподавании английского языка» в 2013 году.

Литература
1. Буланкина Н.Е. Проблемы моделирования образовательного пространства на пороге ХХI в./ Н.Е. Буланкина //  Сибирский учитель. – 2000. -  №6. – С.29-35.
2. Буланкина Н.Е. Методологические основы гуманизации полиязыкового образовательного пространства: монография / Н.Е. Буланкина – Новосибирск, Изд-во НИПКиПРО, 2004.
3. Буланкина Н.Е.Совершенствование языковой культуры учителя / Н.Е. Буланкина //  Педагогика. – 2004. -  №4. – С.50-55.
4.  Буланкина Н.Е. Гуманитарная самоорганизация личности.Философские размышления: монография/ Н.Е. Буланкина. – Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2013.- 228с.
5. Буланкина Н.Е., Кондратенко А.П., Синенко В.Я. Философия природы, культуры и гуманизация образования: монография / Н.Е. Буланкина, А.П.Кондратенко, В.Я.Синенко. – Новосибирск, Изд-во НИПКиПРО, 2004.


`Nota` - Английский для учителей и учеников Методические материалы для учителей, тематическое планирование, разработки уроков. Топики. Стихи, песни и сказки для детей. Тесты, фонотека, библиотека.
 
belomorДата: Пятница, 15.11.2013, 19:12 | Сообщение # 2
boss
Группа: Администраторы
Сообщений: 12
Награды: 0
Репутация: 10
Статус: Offline
Технология развития познавательных и коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка.

Балкунова Елена Александровна
(учитель английского языка, МАОУгимназия №7, г. Новосибирск)

Французский философ-гуманист М Монтень, рассматривая человека, как самую большую ценность говорил: «Мир наш - только школа  где мы учимся познавать» .
Учитель – не только «проводник»  для ученика в этом большом мире, но и «помощник»,  чтобы  сформировать в детском сознании не только  позитивное отношение к миру,  но и толерантность. Мне, как учителю английского и немецкого языков, хочется научить ребят общаться не только на родном, но и на иностранных языках, познакомить их с нравами и традициями разных народов, приобщить к иноязычной культуре, чтобы они научились  ценить культуру других народов и любить культуру своей родины, проникаясь сознанием её значимости и пониманием важности своего места в мире. Сейчас нам учителям даны огромные возможности: использование разных технологий, интернет ресурсов, путешествие в другие страны, а ребятам  получение дополнительной информации, чтобы стать всесторонне развитыми людьми, готовыми встречаться  с представителями разных культур, что способствует формированию психологии ЧЕЛОВЕКА МИРА, портрета выпускника по требованиям ФГОС.
Чтобы успешно  достигать цель и  выполнение задач педагогической деятельности,в условиях реализации ФГОС,  предлагаю  разработанную мной технологию развития познавательных и коммуникативных способностей учащихся, которая базируется на использовании современных образовательных технологий. Своим педагогическим кредо считаю слова Н.Е. Буланкиной: «Язык является средством межкультурной коммуникации и одним из способов образования личности, обогащенной ценностями другой культуры» [12].
Придерживаясь своего кредо, технология строится на основе культурологического подхода в обучении иностранному языку. Проблемы культурологического подхода к образованию изучались представителями различных наук: философами, социологами, психологами, педагогами: Платоном, М.М. Бахтиным, В.С. Библером, Б.М. Бим-Бадом, Л.С.Выготским, М.С.Коганом ,Н.Ф.Федоровым и другими. В современной  педагогической литературе культурологический подход   к  образованию отражен в трудах Г.С. Батищева, А.П. Буевой, О.С.  Валицкой, И.А. Долженко и др. Вопросы воспитания с позиций культуры освещаются в трудах Е.В.Бондаревской, Н.М. Борытко, Н.Б.Крыловой, Б.Т. Лихачева, Н.Е. Щурковой и др. Культурологический подход представляет собой  совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психологической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих культурологических понятий, таких как культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад, образ жизни, культурная деятельность и т.д.
Считаю такой подход актуальным, т.к. он способствует достижению поставленной цели и возможности сформировать выпускника, как Человека Мира всесторонне развитой личностью,  т.к знания культуры страны изучаемого языкаспособствует более точному и глубокому его пониманию, ведь факты культуры изучаются не как «самоценность», а «преломляясь» и «отражаясь» в языке – в процессе его освоения.
При решении  педагогических задач  реализуются следующие принципы (коммуникативной направленности обучения, личностно-ориентированного обучения,коллективного взаимодействия учащихся, проблемности, интеграции), которые направлены на развитие мыслительной деятельности каждого ученика при опоре на его личный опыт, на использование практической ценности полученных знаний по другим предметам; на развитие познавательных и коммуникативных способностей учащихся.
На определенных этапах урока и с учетом уровня подготовки учащихся могут использоваться  различные методы обучения (объяснительно-иллюстративный (лекция, рассказ, беседа, наблюдение),  частично-поисковый(работа с книгами, журналами, словарями), проблемный (анализ текстов с разрешением проблемной ситуации на уроке), проектный (проект, рисунок, реферат, доклад, выставка), которые формируют мировоззрение Человека Мира, создают проблемную ситуацию на уроке, где учащиеся
включаются в творческую, познавательную работу по отысканию путей решения предлагаемой проблемы в результате чего дети получают дополнительную информацию, что обеспечивает  не только развитие познавательных способностей, но и творческую инициативу, самостоятельность учащихся в обучении.
Одной из основополагающих идей при разработке технологии развития  познавательных и коммуникативных способностей учащихся было утверждение, что освоение общекультурных знаний проходит лучше тогда, когда человек включён в игровую деятельность, так как наряду с трудом и ученьем игра – один из основных видов деятельности человека, поэтому одним из ведущим приёмов  является игра. Абсолютно верно здесь замечание Й. Хейзинга: «Человеческая культура возникла и развёртывается  в игре, как игра».
Если рассматривать место и роль игры вучебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от функций и классификации педагогических игр.Ролевая, сюжетная, имитационная игра мотивирует речевую деятельность, ведьучащиеся оказываются в ситуации, когда нужно согласно роли строить соответствующие высказывания. Через игры, в которых создаются  и проигрываются самые разнообразные  жизненные ситуации, ребята воспринимают нравы и обычаи народа изучаемого языка, сопоставляя их с традициями своего народа.
Разучивание песен, стихов, рифмовок на уроках английского языка – тоже своеобразная игра. Она способствует развитию у учащихся чувства языка, формирует знание его стилистических особенностей. Кроме того, разучивание песен на уроках английского языка позволяет прикоснуться к культуре страны изучаемого языка, т.к. часто в словах песен встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны, поэтические слова. Это способствует развитию познавательных способностей учащихся, чувство языка, знания его стилистических способностей. А благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка,
поддерживается интерес к изучению иностранного языка. Песни содействуют эстетическому воспитанию, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей учащихся. Использование рифмовок, стихов, детских потешек на уроках позволяют ребятам уже в начальных классах познакомиться ближе с интересами сверстников из Англии, а также с английским фольклором (сборник песен и стихов «Матушки Гусыни»). А в старших классах ребята знакомятся  с вариантами перевода стихов на родной язык, что способствует лингвострановедческой и культурной компетенции учащихся.
Организация изучения иностранного языка в тесной связи с национальной культурой народа, способствует усилению коммуникативно-познавательной мотивации учащихся, для учителя разнообразить приемы и формы работы:
Пословицы и поговорки на уроках английского языка.
Пословицы хранят крупицы народной мудрости. В них отражается история и мировоззрение народа его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор. Знание английских поговорок и пословиц обогащает  словарный запас учащихся, помогает усвоить образный строй английского языка, развивает память, приобщает к народной мудрости. Учащиеся сравнивают английские и русские пословицы и поговорки, с интересом отмечают, что многие из них интернациональны. Так изучая тему «Birthday» не обойтись без пословицы «Don’t look a gift horse in the mouth», а тема «Food» была бы освещена не полностью без таких пословиц как «An apple a day keeps the doctor away», «Hunger is the best sauce», «Appetite comes with eating».
Задание для работы с пословицами и поговорками.
English proverbs.
«Don’t look a gift horse in the mouth» (Даренному коню в рот не смотрят)
Exercises
1.                                        Read and translate:
“I just wanted to ask you: must Itake this TV set? I don’t think it’s a good one”. “But it’s a present. Don’t look a gift horse in the mouth”.
2.                                        Read the dialogue. Use the proverb instead of the italicized word. Makeup your own dialogue.
“Oh, that’s a new bicycle you’re got there!”
“Yes, Dad bought it for me yesterday”.
“You are lucky!”
“How do you like it?”
“It’s a beauty. How does it go?”
“Just fine; couldn’t be better”.
“I wonder how much it cost?”
“Fifty something. But where’s your bicycle?”
“Oh, it’s no good any more”.
“Why it’s quite hew. You got it only last year. You can’t be so critical of something that was a present”.
3.                                        Useyour proverbs in your own situations.
«Don’t look a gift horse in themouth» (to have a birthday party; to invite some body; to give something as a present).
Известно, что школьники всех возрастов с любопытством относятся ко всему, что связанно со страной изучаемого языка. Их интересуют уклад повседневной жизни сверстников,
их взгляды на жизнь, убеждения, формы проведения досуга, увлечения. Так, если  школьники 2-4 классов интересуются, например, какие праздники существуют в других странах, какие подарки дарят детям и взрослым, то учащиеся среднего и старшего звена хотят узнать, как и почему отмечают тот или иной праздник, проводят сравнение с традициями и обычаями своего народа. Естественный интерес учащихся к жизни страны изучаемого языка позволяет повысить эффективность учебной деятельности на уроке.
И в связи с этим отбор содержания происходит на основе учёта возрастных особенностей учащихся, кроме этого, при планировании обязательно учитывается краеведческий компонент, и в конце каждой темы учащиеся выполняют проектную работу с опорой на знания культурных особенностей своего региона: «Театры Новосибирска», «Глобус» в Лондоне и Новосибирске», «Экологические проблемы Новосибирской области», «Любимые праздники России, Англии и Америки», «Знаменитые люди мира, России, Сибири» и т.д.
Система организации учебно-познавательной деятельности учащихся осуществляется как в урочной, так и во внеурочной формах. Особенно  детям нравятся нетрадиционные уроки - соревнование, КВН, круглый стол, посещение библиотек, а во внеурочное время: участие в проведении Недели английского языка, проведение занятий  «English Language Lovers».
Технология предполагает такие способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, как коллективная, парная и групповая (работа в микро- и макрогруппах),  так и индивидуальная работа, при которой учитель выступает в роли не только организатора, но и координатора, соучастника в учебном процессе.
Системой измерения результатов  обучения, воспитания и развития учащихся является совокупность тестирования, проектных работ, индивидуальных и групповых заданий. При этом обратная связь может устанавливать сяиндивидуально (тест, анкета, реферат, карточки) и «публично» (устный опрос, круглый стол, общественный смотр, взаимоконтроль). Кроме этого, уровень ЗУН учащихся может оцениваться независимыми экспертами (городские олимпиады, международного уровня «Британский бульдог» и другие).
Итак, ведущими идеями технологии при обучении школьников считаю следующие положения: культура есть способ самоидентификации народа;
культура «развёртывается» в игре;
разнообразие культур, а не их унификация представляет собой ценность в мировом человеческом пространстве;
язык есть средство межкультурной коммуникации;
язык есть способ образования личности;
образование есть неотъемлемая часть национальной культуры.
Таким образом, работа по данной педагогической технологии позволяет сделать урок интересным, познавательным, а ученика сформировать как «личность мира», которая сможет свободно и легко общаться на нескольких языках и находить контакт с представителями другой культуры. Технология развития познавательных и коммуникативных способностей учащихся отвечает также требованиям ФГОС, т.к. позволяет развивать личностные, метапредметные и предметные связи.

Литература:
1. Арябкина И.В. «Осмысление идей культурологического подхода в контексте формирования культурно-эстетической компетентности современного учителя»/ «Педагогики искусства», Электронный научный журнал учреждения Российской Академии Образования «Институт Художественного Образования»,No3, 2010 (http://www.art-education.ru/AE-magazine/)
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. - М.: Сов. Россия, 1979. С.320
3. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М.: Наука,1997. – 703с.
4.Гуревич П.С. Философия культуры. – М.: АО Аспект Пресс, 1994. С.315
5. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: учеб. пособие./И.И. Зарецкая.- 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АПКиППРО, 2006. С. 116.
6. Коган Л.Н. Теориякультуры. – Екатеринбург: УрГУ, 1993. С. 160.
7. Колмогорова И. В. Культурологический подход к формированию педагогической культуры учителя/ И. В. Колмогорова// Известия Уральского государственного университета. – 2008. – No 60. – С. 163 – 167.
8. Перкас С.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Иностранные языки в школе. № 4, 1999
9. Российская педагогическая энциклопедия: В2 тт.//Гл. ред В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.Т.1. 608 с.
10. http://vio.uchim.info/Vio_22/cd_site/articles/art_1_4.htm
11. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М., Просвещение, 1984
12. http://www.sworld.com.ua/index.p....ucation -c112/11973-c112-037
13. Буланкина Н.Е. Проблемы моделирования образовательного пространства на пороге ХХI в./ Н.Е. Буланкина //  Сибирский учитель. – 2000. -  №6. – С.29-35.


`Nota` - Английский для учителей и учеников Методические материалы для учителей, тематическое планирование, разработки уроков. Топики. Стихи, песни и сказки для детей. Тесты, фонотека, библиотека.
 
belomorДата: Пятница, 15.11.2013, 20:27 | Сообщение # 3
boss
Группа: Администраторы
Сообщений: 12
Награды: 0
Репутация: 10
Статус: Offline
Современные Технологии Обучения иностранному языку.
Дистанционное обучение: формы, виды,проблемы.
Ковальчук В.О. , учитель английского языка, МБОУ СОШ №72;
Супруненко Е.К. , учитель английского языка,МБОУ СОШ №2 им. Комарова В.Л., г. Тогучин.

Как известно, современная система образования в области иностранных языков строится в рамках личностно-ориентированной парадигмы. При этом данная система, как и любая сложная система, демонстрирует множественность путей своего развития, реализуя личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникотивно-когнитивный, межкультурный и компетентностный подходы. И по какому быпути она сегодня не развивалась, ей присущи такие категории, как интеллектуальное, творческое и нравственное развитие учащихся. Приоритет личностно-ориентированной парадигмы языковой образовательной системы ставит в центр обучения не деятельность преподавания, а учения, т.е. познавательную деятельность учащегося, учитывающую и развивающую его индивидуальные возможности, креативные и рефлективные способности [2].До недавнего времени такие понятия, как дистанционное обучение, заочное обучение, от­крытое обучение и др., практически не разделялись. Но в настоящее время дистанционное обу­чение (ДО) доказало свою значимость и востре­бованность. При рассмотрении данной формы обучения необходимо рассмотреть термин «тьютор». В переводе с английского «tutor» означает домашний учитель, наставник, опекун. Слово возникло в виде наставничества в Британских университетах – Оксфорде (XII век), Кембридже (XIII век). Сегодня тьютор является центральной фигурой, официально признанной частью  английскойуниверситетской системы. Он определяет и советует учащемуся, какие лекции и практические занятия ему лучше всего посещать, как составить план учебной работы. Тьютор является самым близким советником студента и помощником во всех затруднениях.  В нашей стране тьюторство представлено,  прежде всего в дистанционном обучении, какпреподавание-консультирование и сопровождение индивидуальных образовательных программ учеников. В образовательном сообществе осознано, что у дистанционного обучения хоро­шие перспективы, связанные с реализацией обу­чения через всю жизнь. Однако до сих пор акту­ален вопрос: ДО - это форма обучения или тех­нология? Что является серьезной проблемой, так как от понимания этого вопроса зависят страте­гия, тактика реализации ДО, а соответственно, и подготовка преподавателей к работе в ДО.ДО относится к направлению развитий технологии в языковом образовании. «Технологии языкового образования» - введено для тех случаев, когда идет речь о приемах и способах образовательной деятельности, которые отличаются достаточно высоким уровнем инструментальности, но при этом не являются в полном смысле обучающими, хотя и входят в сферу языкового образованиях во всех аспектахего рассмотрения: икак ценность, и как процесс, и как результат, и система [7].
В настоящее время исследователями и практиками дистанционного обучения даны следующие его основные определения.
•                   ДО - «это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующа­яся на использовании широкого спектра тра­диционных и новых информационных техно­логий и их технических средств, которые при­меняются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающим­ся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образо­вательному учреждению» [1].
•                   ДО (лаборатории ДО ИОСО РАО)  - «форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты: (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые спе­цифичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающи­ми интерактивность» (2, с. 17].
•                     ДО (группы специалистов МЭСИ) — «технология обучения на расстоянии, при ко­торой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее дистан­ционное обучение означало заочное обучение. Сейчас это средство обучения, использующее кейс-, ТВ- и сетевые технологии обучения» [3].
•                     ДО (Центра «Эйдос», А. В. Хуторской) —«обучение с помощью средств телекоммуника­ций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги, тьюторы и др.), имея пространствен­ную или временную удаленность, осуществля­ют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продук­тов и соответствующих внутренних изменений (приращений) субъектов образования» [4].
Из вышеприведенных определений можно сделать вывод, что нет единого понимания сущности ДО. Однако в российских вузах в настоящее время ДО представлено в виде тех­нологий дистанционного обучения, что зак­реплено законодательной базой.
В ст. 32 Закона об образовании говорится, что к компетенции образовательного учреждения относятся: «использование и совершенствование методик образовательного процесса и образова­тельных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанцион­ными образовательными технологиями пони­маются образовательные технологии, реализу­емые в основном с применением информаци­онных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не
полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [5].Из этого следует что «образовательное уч­реждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установлен­ном федеральным (центральным) государствен­ным органом управления образованием» [3].Таким образом, под технологиями ДО по­нимают:
CD-технология (во временных тре­бованиях - кейс-технология) - учебные ма­териалы предоставляют учащимся на печат­ных и мультимедийных (дискеты, CD-ROM, DVD) носителях. Она применяется, как пра­вило, в сочетании с очными формами заня­тий: обзорными лекциями, семинарами, тре­нингами, консультациями и контрольными работами. Часть общения с преподавателем (например, консультации), а также получение информации из электронных библиотек и баз данных вузов могут осуществляться через Интернет.
Сетевая технология -  использование ком­пьютерных обучающих программ и электрон­ных учебников, которые размещаются на интернет-серверах вуза. Через Интернет можно связаться с преподавателем, пройти промежу­точные и итоговые тесты. Ряд вузов также про­водят лекции и семинары в режиме реального времени. Экзамены проводят в ближайшем к месту жительства студента учебном центре вуза. Сетевое обучение может быть организовано как автономно, так и на основе развертывания ин­формационно-образовательных сред.
Телевизионно-спутниковаятехнология организационно схожа с сетевой,только кон­такт (лекции и семинары) преподавателей и студентов осуществляется по спутниковым каналам связи.
Помимо этих трех указанных технологий в настоящее время все чаще используется гибрид­ная модель, сочетающая очные и дистанцион­ные периоды (сессии) обучения. То есть под гибридной (смешанной)  моделью на основе анализа курсов повышенияквалификации пре­подавателей в РЦОКО и ИТ (региональный центр оценки качества образовании инфор­мационных технологий) и в ЛОИРО (Ленинградский областной институт развития образо­вания) можно понимать «смесь» сетевой технологии в сочетании с кейс-технологией и очны­ми занятиями (обычно это введение в курс и основы работы в дистанционной оболочке, принципы сетевого общения с тьютором, а так­же защита выпускной работы).
Однако за рубежом ДО рассматривается как форма, поэтому до сих пор актуален вопрос: ДО - это форма, технология или средство? Рассмотрим дистанционное обучение как форму обучения. Как новая форма обучения, ДО не может бытьсовершенно автономной системой. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответству­ющим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными. Базовые ди­дактические принципы ДО в основе своей такие же, как и у всякого другого обучения, но принципы организации ДО другие, они спе­цифичны для ДО, так как обусловлены специ­фикой формы, возможностями информацион­ной среды Интернет, ее услугами (чаты, фору­мы, почта, видеоконференции). Характерными чертами дистанционного обучения являются модульность, изменение роли преподавателя (в значительной степени связанное с разделени­ем функций разработчиков курсов, тьюторов и др.), разделенность субъектов учебного процесса расстоянием, виртуальная кооперативность обучения, преобладание самоконтроля над контролем со стороны преподавателя, использование современных специализирован­ных технологий и средств обучения и т. д.
К основнымобластям применения ДО можно отнести:
•                    повышение квалификации педагогиче­ских кадров по определенным специальностям;
•                    подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экс­терном;
•                    подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
•                    организация профильного обучения школьников;
•                   Обучение в малокомплектных школах;
•                    дополнительное образование по инте­ресам;
•                    профессиональная переподготовка кадров;
•                    профессиональная подготовка.

Из сравнения ДО с очной и заочной фор­мами обучения следует, что дистанционное обучение можно рассматривать как новую сту­пень развития как заочного, так и очного обу­чения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и опто­волоконной техники.
Отличием же ДО от заочной формы обучения является то, что существенная часть мате­риала осваивается не автономно, а в постоянном общении с педагогом (консультации по телефону и Интернету, лекции и семинары в режиме online). А также к основным отличиям ДО от заочной формы обучения можно отнести:
•                    постоянный контакт с преподавателем(тьютором), возможность оперативного обсуж­дения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций;
•                   возможность организациидискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент (при этом группа может состоять как из компактно проживающих в одной местности студентов, так и быть распределенной). В этом случае учащиеся также контактируют с преподавателем (тьютором) посредством телекоммуникаций;
•                    передача теоретических материалов учащимся ввиде печатных или электронных учеб­ных пособий, что позволяет либо полностью отказаться от установочных сессий с приездом в вуз, либо значительно сократить их число и длительность.
Отличие ДО от очной формы обучения состоит в том, что существенная часть материа­ла усваивается не в аудиториях, а с помощью Интернет-технологий, т. е. в ДО работа студен­тов является организованной и в основе своей самостоятельной.
К основным отличиям дис­танционного обучения от очной формы можно отнести:
•                     обучение по месту жительства или рабо­ты,следовательно, распределенный работ на оборудовании (возможно, удаленном);
•                     контакты с преподавателем (тьютором), в основном осуществляемые посредством телекоммуникаций.
•                    Кроме того, важно отметить, что ДО принципиально отличается от традиционного обучения еще и тем, что создает новую образовательную информационную среду, в которую приходит студент, точно знающий, какие именно знания, умения и навыки ему нужны. Также можно считать, что отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами (базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки, а также традиционные учебники и методические пособия).
А среди отличий ДО от традиционного обучения можновыделить целый ряд типичных психолого-педагогических проблем, которые приходится решать преподавателю и слушателям курса ДО:
•                     трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения;
•                     проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп при обучении в сотрудничестве;
•                     определение индивидуальных особенностей восприятия информации у слушателей и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса;
•                     актуализация и поддержание мотивации обучения;
•                     адекватность поведения самого преподавателя выбранным для дистанционного обучения методике и педагогической технологии.
Таким образом, ДО является составляющей частью очного и заочного обучения, а также может выступать как самостоятельная форма обучения. Существует ряд проблем, связанных с рассмотрением ДО как формы обучения (эти проблемы в основном связаны с законодательной базой). Многие учреждения образования в ряде стран только начинают использовать дистанционное обучение как поддержку, а часто и как замену по мере необходимости традиционных форм обучения. Возникает вопрос: можно ли говорить о создании новой дистанционной формы обучения при использовании в качестве его основы электронных копий традиционных учебников и замене части очных занятий консультациями через Интернет? И можно ли говорить о создании и функционировании новой формы обучения, если не конкретизирована учебная нагрузка студента и преподавателя? Следует отметить, что в основе традиционных форм обучения лежит именно объем учебной нагрузки, который при очной форме обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в РФ должен составлять в среднем за период теоретического обучения не менее 27 часов в неделю, при очно-заочной (вечерней) форме не менее 10 часов в неделю, при заочной не менее 160 часов в год. Также не конкретизированы и сроки освоения основной образовательной программы, которые при очной форме обучения в РФ составляют 260 недель, а при очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения и в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом на год или на срок до одного года (в зависимости от специальности) относительно нормативного срока.
Следовательно, если  говорить о дистанционном обучении как о новой форме обучения, то необходимо вносить изменения не только в законы, но и в государственные образовательные стандарты существующие в стране [6].
Учитывая изложенное выше, можно сказать, что на основании существующих нормативных образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информаци­онных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно- методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребно­стей пользователей [8]. И важно добавить, что организация обучения и стратегия взаимодей­ствия обучающихся и преподавателя определяются педагогической технологией, лежащей в основе освоения дистанционного курса.
Таким образом, ДО может рассматриваться как самостоятельная форма обучения XXI в., а также как инновационный компонент очного и заочного обучения.
Из опыта пилотных проектов вшколах с дистанционным обучением  следует сделать вывод, что ДО решает массу проблем в обучении детей:
·        В малодоступных местах для обучения, нет необходимости преодолевать большие расстояния.
·         С нехваткой преподавателей иностранного языка[9][10].
·        Также групп надомного обучения (7, 8 вид, инвалиды).
При том, программа ни чем не отличается от других школ (кроме нагрузки по часам), учащиеся так же начинают изучение английского языка со 2-го класса. Меняется только форма обучения. Тестовые задания выполняютсятак же в режиме online [9] [10]. Не стоит забывать о развитии личности, самоопределении в окружающем мире, самореализации субъекта образовательного процесса. Язык, по мнению В.Гумбольдта - это лицо народа, в нем фиксируется и сохраняется картина мира, свойственная тому или иному культурному сообществу («языковому коллективу»). Поэтому через познание неродных и, вчастности, иностранных языков человек может непосредственно ощутить свою принадлежность к мировой истории и одновременно глубже понять свою национальную культурно-историческую уникальность[11]. В рамках реализации всех приведенных выше аспектов, преподаватель (тьютор) может добиться успеха в обучении учащихся, а обучающийся сможет реализоваться в мире и ощутить принадлежность к
родной культуре и истории, так как в рамках школьной программы мы воспитываем гражданина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев А. А. К вопросу обопределении понятия «дистанционное обучение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.htnil
2. Буланкина Н.Е. Гуманизация полиязыкового образовательного пространства: Социально-философский анализ: Диссертация и автореферат по ВАК 13.00.01 [Электронный ресурс]: Научная библиотека диссертаций иавторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content....-analiz
3. Буланкина Н.Е. Проблемы моделирования образовательного пространства на пороге ХХI в./ Н.Е. Буланкина //  Сибирский учитель. – 2000. -  №6. – С.29-35.
4. Буланкина Н.Е. Методологические основы гуманизации полиязыкового образовательного пространства: монография / Н.Е. Буланкина – Новосибирск, Изд-во НИПКиПРО, 2004.
5. Буланкина Н.Е. Совершенствование языковой культуры учителя / Н.Е. Буланкина //  Педагогика. – 2004. -  №4. – С.50-55.
6. Буланкина Н.Е. Гуманитарная самоорганизация личности.Философские размышления: монография/ Н.Е. Буланкина. – Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2013.- 228с.
7. Полат Е. С., Бухаркина М.10., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004.
8. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Открытое образование. Термины и определения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.info.mesi.ru/program/glossaryOO.html
9. Полат Е. С. Хуторской А.В.Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе: Доклад [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ioso.ru/ioso/senatus/meeting2S0900.htm
10. Приказ Минобрнауки № 63 «Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.ru/index.php?page_id=196&op=doDocData&dnews_id=77
11. Овсянников В. И. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации. М.: РИЦ «Альфа»; МГОПУ им. Шолохова, 2001.
12. Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков: Статья журнал Иностранные языки в школе\ 7-е изд.,2008
13. Ибрагимов И. М. Информационныетехнологии и средства дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А. Н. Ковшова. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
14.Полещук А.М. Дистанционное обучение английскому языку в малокомплектных школах: Статья [Электронный ресурс]. http://nsportal.ru/blog....shkolah
15. Чирво А.Ю. Организация дистанционного надомного обучения младших школьников иностранному языку: Диссертация и автореферат по ВАК 13.00.01[Электронный ресурс]: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content....EpPzsmC


`Nota` - Английский для учителей и учеников Методические материалы для учителей, тематическое планирование, разработки уроков. Топики. Стихи, песни и сказки для детей. Тесты, фонотека, библиотека.
 
belomorДата: Пятница, 15.11.2013, 20:46 | Сообщение # 4
boss
Группа: Администраторы
Сообщений: 12
Награды: 0
Репутация: 10
Статус: Offline
Формирование и развитие универсальных учебных действий через использование сервисов Google и технологий
Web 2.0 на уроках английского языка.

Соболева Екатерина Алексеевна,
учитель английского языка 1 квалификационной категории МБОУ Гимназии №5.

Умение ставить разумные вопросы
есть уже важный необходимый
признакума и проницательности
Кант


По мнению Н.Е.Буланкиной, «гуманистическое образование в широком смысле представляет собой уникальную сферу человеческой деятельности, в которой информация и знание есть предмет, средство и результат педагогического труда» [1-4, С.45]. Введение ФГОС в системе российского образования не случайно, а продиктовано
необходимостью – наш мир стремительно меняется, переходя на совершенно новый этап развития: от постиндустриального к информационному обществу. Сегодня никто не может точно сказать, какие профессии, знания и умения будут востребованными через 5-10 лет. Часто предметные знания, полученные обучающимся устаревают еще до того, как он приступает к работе. Следовательно, сама система обучения требует изменений. Необходимо научить детей самостоятельно добывать знания, вооружить техниками эффективного самообразования. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает развитие личности в системе образования. Именно УУД, умение учиться, способствуют развитию способности к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД - это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, –как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всехкомпонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка,
преобразование материала, контроль и оценка).
Современный мир все больше уходит в пространства виртуальной реальности – здесь подписываются контракты, внедряются новейшие разработки, осуществляются проекты и даже происходит общение. Следовательно, необходимо показать обучающемуся возможности нахождения и переработки информации по средствам Интернет. Наиболее интересными и легкими в освоении в этом плане представляются бесплатные сервисы Google и технологии Web 2.0. С их помощью современные школьники могут гораздо эффективнее реализовать себя социально, работать индивидуально каждый в своем темпе, а учителя — применять творческие подходы к обучению. Данные сервисы  - это программные среды,позволяющие организовать комфортное совместное обучение и эффективное взаимодействие обучающихся.
Для преподавателей английского языка наибольший интерес могут представлять такие сервисы как Google docs, WikiWiki, Prezi, Spiderscribe, Hot potatoes и Puzzlecup.
Google docs обладает широким спектром бесплатных сервисов для создания совместных презентаций, документов и карт. Учитель может организовать взаимодействие с
обучающимися в блогах, создавать интерактивный рабочий лист.
С помощью сервиса Prezi.com учащиеся могут создавать оригинальные презентации, работать над которыми можно в группах до 10 человек.
WikiWiki – полезный сервис для работы над проектами. Количество участников не ограничено.
Spiderscribe.net  - идеальный сервис дляпроведения мозгового штурма, легкий в использовании и позволяет вставлять картинки, документы, карты и календари.
Программа Hot potatoes специально создана для создания тестовых заданий (возможно создавать 10 различных типов заданий с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации).
Puzzlecup.com – это фабрика кроссвордов – интересный и занимательный способ проверки знаний и обмена знаниями среди обучающимися.
Все приведенные здесь сервисы легки в освоении, как учителем так и обучающимися, позволяют сделать процесс обучения интересней, разнообразней, а главное способствуют достижению личностных (готовность к саморазвитию, мотивация к обучению) и метапредметных результатов (выбирать успешные стратегии, критически оценивать и интерпретировать информацию, владеть ИКТ и эргономикой, самостоятельно планировать и осуществлять учебные действия, самостоятельно определять цели деятельности, планировать, корректировать и контролировать деятельность).  В постоянно изменяющемся мире необходимо бытьготовым изменять самому, шагать в ногу со временем, постоянно и непрерывно учиться. Это не только требование ФГОС, но и требование самой жизни.

Использованная литература:
1. Буланкина Н.Е. Проблемы моделирования образовательного пространства на пороге ХХI в./ Н.Е. Буланкина //  Сибирский учитель. – 2000. -  №6. – С.29-35.
2. Буланкина Н.Е. Методологические основы гуманизации полиязыкового образовательного пространства: монография / Н.Е. Буланкина – Новосибирск, Изд-во НИПКиПРО, 2004.
3. Буланкина Н.Е.Совершенствование языковой культуры учителя / Н.Е. Буланкина //  Педагогика. – 2004. -  №4. – С.50-55.
4.  Буланкина Н.Е. Гуманитарная самоорганизация личности.Философские размышления: монография/ Н.Е. Буланкина. – Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2013.- 228с.
www.standart.edu.ru
http://fgos.isiorao.ru
http://eng.1september.ru/view_article.php?ID=200901909
http://www.uchportal.ru/publ/12-1-0-242
http://teach-learn.narod.ru/howlearn.htm
http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00187627_0.html
http://www.likt590.ru/resources/history-2010/Web2.pdf


`Nota` - Английский для учителей и учеников Методические материалы для учителей, тематическое планирование, разработки уроков. Топики. Стихи, песни и сказки для детей. Тесты, фонотека, библиотека.
 
Форум КГО » Общий форум » Общие вопросы образования » Философское осмысление педагогических новаций (В контексте реформ образования)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: