Понедельник, 29.04.2024, 14:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Кафедра гуманитарного образования

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум КГО » Общий форум » Общие вопросы образования » ФГОС (Обсуждаем стандарты образования)
ФГОС
belomorДата: Среда, 27.03.2013, 22:29 | Сообщение # 1
boss
Группа: Администраторы
Сообщений: 12
Награды: 0
Репутация: 10
Статус: Offline
Надежда Ефимовна БУЛАНКИНА,
доктор философских наук,
зав. кафедрой,
профессор кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО

Новое время. Новая школа. Новый учитель.

Вступительное слово к материалам форума

В рамках заявленной проблематики считаем необходимым обратить внимание читателя на чрезвычайно актуальную для современного этапа развития отечественного образования проблему гуманитарной самоорганизации личности в условиях социокультурной ситуации России. В частности, гуманитарной самоорганизации учителя в системе дополнительного профессионального образования, которое, согласно Федеральной целевой программе развития образования, прежде всего должно быть направлено на «внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста", а в качестве индикатора обозначен "удельный вес численности занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную переподготовку».
Кафедра гуманитарного образования НИПКиПРО не один год (с 1998 года по настоящее время) осуществляет комплекс мер по развитию данного направления в рамках курсового повышения квалификации и переподготовки учителя-гуманитария, решая поставленную задачу системно. На форуме хотелось бы продолжить практику предъявления накопленного кафедрой опыта (см.: ж. Сибирский учитель, № 1(80), 2012, С.64) оказания помощи и поддержки учителя иностранного языка по формированию профессионального портфолио по окончании курсовой работы.
Использование технологии "портфолио", как известно, призвано решать прежде всего проблему (наряду с некоторыми другими проблемами, которые также обсуждаются коллегиально со слушателями на курсах), связанную с объективным целеполаганием и оцениванием результатов деятельности непосредственных участников образовательного процесса (научного куратора, тьютора, преподавателей, каждого слушателя курсов). Имеющиеся в нашем арсенале наработки по созданию такого портфолио - требования к его наполнению, само наполнение, критерии и показатели его продуктивности и эффективности в широкой педагогической практике -  представленные в авторском учебно-методическом пособии (Н.Е.Буланкина. Теория и методика обучения иностранным языкам. Новосибирск, МПГУ, 2009), а также результаты исследования этого направления педагогической деятельности вселяют оптимизм, позволяя признать эту работу перспективной и необходимой для дальнейшей апробации в системе курсового повышения квалификации.
Вектором такого подхода к проведению базовых трехнедельных тематических модульных курсов (108 часов)  для нас (тьюторов и преподавателей) становится их практическая деятельностно-коммуникативная направленность, а также  ориентация не столько на усвоение обширной информации, сколько на способность ее использования на практике.  В связи с тем, что портфолио изначально нацеливает каждого слушателя на созданный им самостоятельный материализованный продукт (в идеале имеющий прикладную ценность), привычными примерами такого продукта для учителя иностранного языка стали различные учебные проекты исследовательского характера (презентации учебного материала, доклады, статьи, эссе «Мое педагогическое кредо», написание рецензий на статьи и учебные пособия, подготовка сценариев урока или системы уроков, внеклассных мероприятий, написание концепций развития, планов самообразования, подготовка сценариев мастер-классов, проблемных семинаров для коллег, методическая копилка и т.п.),
При этом уверены, что продвижению данной технологии особенно помогают такие организационно-педагогические формы, как то: а) проблемные семинары и  ежегодные  конференции «Иностранные языки в современной школе»; б) научно-методические публикации в журналах и учебных пособиях, обобщающие передовой учительский опыт по применению инновационных методов; в) совместные с носителями языка и иноязычной культуры «круглые столы», форумы и вебинары с применением новейших методик и технологий обучения иноязычной речевой деятельности; г)  мастер-классы педагогов-практиков в базовых школах и в НИПКиПРО;  д) публикации материалов на сайте кафедры (см.: kgo.ucoz.ru).
По окончании курсов каждый слушатель представляет для апробации свой портфолио в группе. И  каждый год его содержание  позволяет оценить уровень повышения квалификации учителя иностранного языка не по наличию соответствующего документа (сертификата, диплома, удостоверения о повышении квалификации или cправки), а по реальным навыкам, умениям, более совершенному профессиональному опыту, сформированным компетенциям, которые требуется продемонстрировать в первый же день после курсового повышения квалификации/профессиональной переподготовки или для дальнейшей профессиональной деятельности в том или ином образовательном учреждении. Конечную цель по созданию портфолио видим в доказательстве прогресса курсового обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам познавательной и исследовательской деятельности конкретного слушателя. А потому уже во время курсов акцентируем внимание слушателей на необходимости систематического фиксирования своих достижений, постоянного анализа причин успехов и неудач, своего отношения к тому или иному виду предлагаемой преподавателем/тьютором  деятельности.
Как показывает опыт, все это помогает слушателю не только понять цели и задачи сегодняшнего дня, но и выходить на понимание значимости рефлексии, оценки и самооценки выполняемой деятельности, результаты которой в дальнейшем можно и нужно фиксировать в своем профессиональном портфолио.
Будем надеяться, что некоторые результаты  проведенной работы в рамках курсового повышения квалификации на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ» с 14 января по 2 февраля 2013 года  заинтересуют читателей очередного «Форума» нашего профессионального журнала в нескольких аспектах – содержательная сторона опыта, формат представленного материала, лингвостатус учителя-практика, работающего с современной терминологией науки об образовании, перспективность наработок педагогов-практиков.


`Nota` - Английский для учителей и учеников Методические материалы для учителей, тематическое планирование, разработки уроков. Топики. Стихи, песни и сказки для детей. Тесты, фонотека, библиотека.
 
belomorДата: Среда, 27.03.2013, 22:40 | Сообщение # 2
boss
Группа: Администраторы
Сообщений: 12
Награды: 0
Репутация: 10
Статус: Offline
АНОНС
Вышла монография Н.Е.Буланкиной «ГУМАНИТАРНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. Философские размышления». – Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2013.  В книге представлен опыт философского анализа гуманитарной самоорганизации личности в образовании и через образование. Отражены некоторые аспекты этой актуальной для отечественного образования проблемы. В частности, рассмотрены условия гуманитарной самоорганизации и средства культурного самоопределения личности, ценностный контекст российского образования, творческая диалоговая модель языкового существования личности, вопросы понимания в системе педагогического знания, концептосфера языка педагогических практик, проблемы лингвостатуса непосредственных участников образовательного процесса, каким быть учителю сегодня, в чем состоят приоритеты в работе с детьми, с сообществом, для чего и как нужно работать над собой, чтобы удерживать цели гуманистического образования и достойно принимать вызовы общественных перемен. Книга будет интересна всем тем, кто серьезно задумывается о модернизации современной российской школы.

Валентина Николаевна КАРТАШОВА,
доктор  педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой иностранных языков педагогического профиля
Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, г. Елец

К вопросу о гуманитарной самоорганизации личности в образовании и через образование

У ученых в области философии, культурологии, психологии и педагогики произошло важное событие: в Новосибирске вышла в свет  монография «Гуманитарная самоорганизация личности. Философские размышления» известного специалиста в сфере философии образования и языка, доктора философских наук Буланкиной Надежды Ефимовны.  Надежда Ефимовна много лет  заведует кафедрой гуманитарного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. В ее монографии обобщен опыт философского анализа гуманитарной самоорганизации личности в образовании и через образование.
Сегодня Россия активно вступила в мировое сообщество не только в качестве партнера в рыночных экономических отношениях, но и как равноправный участник планетарного диалога цивилизаций, как носитель высокой и самобытной культуры. Обеспечить достойный статус России в современном мире возможно только в условиях такой системы образования, которая способна реализовать функцию сохранения и воспроизводства гуманистических традиций отечественной и мировой культуры. Требуется система гибкая,  открытая, способная к саморазвитию, соотносимая с западными моделями, отвечающая насущным потребностям современности, позволяющая участникам образовательного процесса успешно самореализоваться. Подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современного образования - важная задача педагогической науки. Абсолютно права Надежда Ефимовна, утверждая, что неотъемлемым условием процесса «формирования целостного образовательного пространства в свете решения проблемы гуманитарной самоорганизации личности обучающихся» является профессионализм педагога, его общеметодологическая и теоретическая подготовка, концептосфера индивидуального языка. В современной педагогической науке вопрос о становлении личностной концептосферы мало исследовался, и заслуга Н.Е. Буланкиной состоит в том, что она предпринимает попытку осуществить на продуктивном уровне конкретную актуализацию концептостроения языка современного образования и личности в ходе философского анализа и осмысления инновационных процессов в отечественном образовании.
Теоретическая значимость работы носит интегральный характер, начиная с установления   противоречий в ценностном контексте российского образования, требующих конкретных изменений в содержании и методике образовательного процесса, и кончая созданием оригинальных инновационных моделей гуманитарной самоорганизации личности в образовании через культурные педагогические практики.  Научная новизна рецензируемой монографии несомненна. Автор рассматривает условия гуманитарной самоорганизации и средства культурного самоопределения личности, представляет ценностный контекст российского образования, описывает творческую диалоговую модель языкового существования личности. В монографии  исследуются вопросы понимания в системе педагогического знания, концептосфера языка педагогических практик, проблемы лингвостатуса участников образовательного процесса.
Монография включает 4 главы, введение, заключение, глоссарий и библиографический список.
В главе 1 «Философские аспекты гуманитарной самоорганизации личности» предложено авторское осмысление отдельных концептов, связанных с языком гуманитарных практик в контексте современного отечественного образования.
В основании авторской концепции поликультурного полиязыкового образования заложен принцип, согласно которому «человек полиидентичен, должен иметь право на культурное самоопределение  через специальные знаковые средства – языки культуры, помогающие осваивать и сохранять культурные и национальные ценности в целях осознания смысла человеческого существования и самореализации». Языки обладают неограниченными потенциальными возможностями влиять на понимание мира, на системное становление индивидуальной личностной картины мира. И здесь важную роль играет целевая позиция педагога, являющегося  носителем языковой культуры, проводником в мир культурных ценностей. Однако в настоящее время уровень коммуникативной компетенции в целом снижен. Поэтому для системы образования важным становится качество профессиональной готовности педагога к вызовам современного мира. Особую значимость для решения многих глобальных проблем развития современного общества  имеет исследование роли полиязычий и поликультур в становлении концептосферы индивидуального языка личности.
Особое внимание автор уделяет приоритетам современных гуманитарных практик. Осознавая тот факт,  что до сих пор в мире преобладают «технократические подходы к человекоразмерным по своей природе проблемам»,  Н.Е. Буланкина ратует за гуманитарное знание, которое дают социально-гуманитарные науки, поскольку они выполняют важную функцию по формированию жизненной позиции учащихся, их нравственных принципов и убеждений. Особое место в гуманитарном знании принадлежит наукам о языке, разъясняющих многие общественные явления и человека в социуме с помощью языков культуры. Автор убедительно доказывает, что современная система  образования обязана продолжать работать на стыке многих наук без расчленения  знания на гуманитарное или естественнонаучное, а участники образовательного процесса должны знать о многомерности реальности, что становится возможным  благодаря принципу диалогичности. Развитие личности и общества невозможно без диалога. Используя всю палитру собственного языкового существования в пространстве диалога, педагог стимулирует обучающихся к проявлению своего собственного языка, что позволяет формировать из индивида человека. «Диалог внутри сознания индивида оказывается диалогом культур». Автор убеждает, что диалоговые культурно-ориентированные практики, основанные на гуманистической парадигме образования,  позволяют овладеть полиязыковой культурой, которая рассматривается и как цель, и как средство в системе смысложизненных ориентаций современного человека.
Во второй главе представлен авторский взгляд на методологию квалитативного образования, в основании которой заложена идея  важности концептостроения языка современного педагога и разумное начало – реальное качество и уважительное отношение к личности. Приоритетной ценностью должна стать личность, развитие ее творческого потенциала. Для этого необходимы радикальные преобразования учебно-воспитательного процесса. Ученик - равноправный субъект познавательной деятельности, не простой исполнитель, а размышляющая и умеющая выбирать личность. Это возможно при следующих условиях: диалоговое общение, личностно присвоенное «живое» знание, «проживание» личности в событийном, проектно-информационно-образовательном пространстве, позитивные оценочные суждения. Далее Н.Е. Буланкина  резюмирует, что такое квалитативное образование возможно при условии сформированности школой и вузом  новых социокультурных и профессиональных ориентаций, лежащих в базе ведущих компетенций человека.
В третьей главе речь идет о прогностической функции гуманитарной самоорганизации личности через образование в контексте авторской теории и педагогической технологии культурного самоопределения личности. Автор выделяет три составляющие, имеющие единую цель – значимость и приоритет гуманитарных знаний в обществе, ценность гуманитарно-ориентированной личности, культурная ценность языка как хранителя нации и государства. С особой болью и тревогой  Н.Е. Буланкина говорит о лингвостатусе личности как проблемном феномене образования: о снижении уровня речевой культуры разных слоев русского общества,  о засорении русского языка, о значимости изучения классической русской литературы. Вместе с тем, автор убеждает нас, что глубоко постичь красоту и эвристический потенциал родного языка поможет изучение других языков. Особое значение уделяется вопросу раннего обучения иностранным языкам. С каждым годом все большее число детей начинает изучать иностранный язык  уже в дошкольном детстве и начальной школе. Иностранный язык становится значимым для младшего школьника учебным  предметом. Если раньше его изучение давало лишь гипотетическую возможность когда-то использовать его, то в настоящее время, время информационных технологий, интенсивного ритма жизни он стал необходимым инструментом для общения и познания нового. С другой стороны, исследования проблем раннего иноязычного образования последнего времени показывают, что  иностранный язык – это не самоцель, а, прежде всего,  средство личностного развития и воспитания полиязыковой культуры, находящей отражение в концептосфере языка личности. Под последней автор понимает «совокупность разнообразных элементов общей и полиязыковой культуры, предполагающей развитие  двух основных уровней – речевой культуры и коммуникативной» (стр.102). Теоретическое изучение полиязыковой культуры позволило автору выделить ее функции: символизирующую, регулирующую, стабилизирующую и развивающую.
В своей монографии Н.Е. Буланкина определяет пути совершенствования полиязыковой культуры личности: оптимизация интеграционных процессов через смыслопорождающую проектную деятельность участников образовательного процесса.
Особую значимость для учителей–практиков имеет четвертая глава «Проектирование творческой модели гуманитарной самоорганизации личности в концептосфере современного педагога». В ней предложен комплекс идей и принципов превращения информационного пространства в саморазвивающуюся и самоорганизующуюся целостную систему. «Приоритетной задачей образования педагога становится не просто усиление его профессиональной, но и общекультурной, научно-прогностической подготовки». Автор говорит о непрерывном образовании, имея в виду систему, включающую общеобразовательную и профессиональную школу, вузы, курсы повышения квалификации и переподготовки кадров, экономическое образование и самообразование. Сюда можно включить еще и внешкольные и культурно-просветительские учреждения, средства массовой информации. «Принцип непрерывности профессионального образования обеспечивается поэтапностью и преемственностью отдельных ступеней образования на основе последовательного усвоения знаний, умений, навыков». Н.Е. Буланкина расширяет концепт «непрерывное корпоративное образование» педагога, для которого характерна тесная связь с экономикой и реальным производством (школой), где развитие личности является определяющим.
Особое значение в данной главе уделяется тексту. Автор вводит понятие «педагогический текст», одной из форм существования которого является урок, или какое-либо мероприятие. Чтобы урок остался в сознании обучающихся, необходимо, чтобы обучающиеся смогли реконструировать в результате понимания его смысловую структуру. Самым важным условием декодирования педагогических текстов автор считает культурную коммуникацию, осуществляемую через дискурсивный диалог, в котором  происходит эффективное языковое существование более одной личности. «Всякий урок как педагогический текст есть коммуникативно-риторическое событие, в базе которого личностно значимый, смыслообразующий, ценный и ценностный дискурс» (стр.142). С позиции герменевтического подхода Н.Е. Буланкина выделяет важные составляющие урока: сознание, знание, аутентичные культурные тексты, владение языковыми концептами, коммуникация и отношения «Я-Ты». Язык педагогического текста является минимальной единицей анализа.
Далее в данной главе представлены результаты использования концептуальных положений теории культурного самоопределения личности непосредственных участников образовательного процесса. Совместно с автором монографии были подготовлены материалы, отражающие позитивные результаты проводимой работы в образовательных учреждениях. К ним можно отнести проект «Международная деятельность школы как ресурс индивидуализации образования учащихся (из опыта развертывания эффективных тьюторских практик)». Основные принципы данного проекта: школа - центр взаимодействия с родителями, местным сообществом, учреждениями культуры, партнерство в решении задач индивидуализации образования, организация международного обмена в школе.
В Приложении  можно ознакомиться с проектами, где представлен уникальный опыт работы с учениками  учителей-практиков и сотрудников кафедры гуманитарного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Много полезного можно почерпнуть в проекте «Инновационно-образовательная модель организации внеурочной деятельности», когда школа предлагает родителям выстраивать маршрут первоклассника  внеурочной деятельности по пяти направлениям: духовно-нравственному, социальному, общекультурному, общеинтеллектуальному и спортивно-оздоровительному. Учителя иностранного языка могут использовать в   практике своей работы разработанные авторские методические материалы  в проектах «Информационно-коммуникативные технологии  как средство повышения мотивации обучающихся на уроке английского языка в начальной школе», «Роль интегрированных уроков  в формировании лингвострановедческой компетенции учащихся», «Кружок любителей чтения». Особую ценность представляет методика  по овладению младшими школьниками английским языком с компьютерной поддержкой.
Несомненную пользу принесет и Глоссарий, где представлено авторское толкование ключевых терминов современного образования.
Обоснованные в монографии теоретические и практические положения гуманитарной самоорганизации личности могут быть рекомендованы для внедрения в практику работы педагогических вузов, колледжей, школ.


`Nota` - Английский для учителей и учеников Методические материалы для учителей, тематическое планирование, разработки уроков. Топики. Стихи, песни и сказки для детей. Тесты, фонотека, библиотека.
 
belomorДата: Среда, 27.03.2013, 22:41 | Сообщение # 3
boss
Группа: Администраторы
Сообщений: 12
Награды: 0
Репутация: 10
Статус: Offline
Гавричкина Ольга Николаевна,
учитель английского языка I кв. категории
МБОУ СОШ№ 16,  г. Новосибирск

«Размышления по поводу» ФГОС второго поколения и о современной школе
Как никто не может дать другому того,
что не имеет сам, так не может развивать,
образовывать и воспитывать других тот,
кто не является сам развитым, воспитанным
и образованным. Он лишь до тех пор способен
на самом деле воспитывать и образовывать,
пока сам работает над своим воспитанием
А. Дистервег


В статье обсуждается проблема использования ресурсов современной информационно-образовательной среды в свете требований стандартов второго поколения, об ответственности педагога в их эффективной реализации.
Ключевые слова:     ФГОС, компьютер, интерактивная доска, методы обучения, социально-педагогическая система, кабинет иностранных языков, современные УМК.

Как-то в разговоре, обсуждая проблемы ФГОС, коллега пожаловалась на отсутствие технических средств обучения, что на урок ходит с одним стареньким магнитофоном. Бесспорно, можно научить говорить на иностранном языке не имея современных средств, но качество этого обучения будет достаточно низким, а о соответствии государственным стандартам, и говорить не приходится. И каково же было мое удивление, когда на мой вопрос о том, писала ли она заявку на оборудование кабинета компьютером, проектором, интерактивной доской, я услышала отрицательный ответ! Мало того, оказалось, что учитель не обладает достаточными навыками работы с этой техникой и просто боится, что все это сокровище окажется в ее распоряжении! Это ж придется пересматривать методы обучения, показать свою некомпетентность в работе с техникой, призванной с одной стороны облегчить работу учителя, с другой стороны улучшить качество обучения! И страх перед изменениями парализуют как развитие самого учителя, так и развитие его учеников.
Школа – это открытая социально-педагогическая система, которая создаётся обществом и призвана выполнять социально-значимые функции. По мере обновления общества и изменения социального заказа должны меняться и школа, и учитель, и ученики (1).
Большую роль в успешности работы любого учителя играет правильное и целенаправленное оборудование кабинета. Должна отметить, что за  последнее время значительно  расширилась техническая база кабинетов в нашей школе: морально устаревшие компьютеры заменили новыми, практически в каждом кабинете есть проектор и экран, появились интерактивные доски. И все это не просто стоит в уголке, или висит себе тихонечко, а активно используется, создавая качественно новую учебную атмосферу на уроке. Учителя прошли специальные курсы по использованию сложных технических средств обучения. Наша школа – не элитная, самая обыкновенная, и уж если у нас есть возможность обновлять технику, то почему эта возможность отсутствует в других, точно таких же учебных заведениях?! Наверное, стоит задавать вопросы администрации!
На своих уроках английского языка, помимо компьютера и проектора я использую интерактивную приставку MimioTeach, которая позволила использовать белую магнитно-маркерную доску в качестве интерактивной доски. Это менее дорогое оборудование, но не могу сказать, что оно менее эффективно. Это чудо, которое стало нашей реальностью! Нет особой  необходимости проходить какое-то специальное обучение для работы с ним, во всяком случае, учителям английского языка, которые работают по УМК «Английский в фокусе». В комплекс уже входит готовое программное обеспечение для интерактивной доски для 2-4 классов. Оно содержит учебник в мультимедийной форме (насколько мне известно, планируется создание подобных учебников ко всей линейке «Английский в фокусе»). Нет необходимости самому учителю создавать упражнения, тратить колоссальное количество времени, можно использовать уже готовый продукт. Яркое и наглядное представление грамматического материала, анимационное видео, аудио-упражнения, веселые игры и многое другое позволяет сделать уроки английского языка живыми и увлекательными. Дети называют нашу доску «волшебной» и с удовольствием работают на уроке, каждый стремится чаще выходить к доске, а поскольку такая приставка есть пока только в моем кабинете (эксперимент!), дети из других групп приходят на экскурсии и мои ученики с гордостью демонстрируют как возможности доски, так и свои умения. Уверена, что в скором времени, такая приставка будет во всех кабинетах английского языка нашей школы.
УМК «Английский в фокусе» предоставляет большое количество материалов для самостоятельной работы дома – CD, DVD, компьютерные обучающие программы.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка и в домашних условиях включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений и самоконтроль. Но если ребятам не показать механизм работы, все эти CD и DVD останутся лежать на полках. Учитель обязательно должен показать эффективность работы с таким материалом, замотивировать на самообучение.
Жизнь не стоит на месте, все меняется, развивается. Обществу нужны новые, современные личности, а значит и обучение должно проходить по-новому. Новые технологии тоже не заставят себя ждать, ведь умению учиться, конструктивно общаться, работать в группе, вести исследовательскую работу по старинке не научишь.
Меня не может не радовать тот факт, что для моих учеников обучение иностранному языку не ограничивается рамками урока и выполнением домашнего задания к следующему уроку. Я имею в виду даже не наличие большого количества языковых школ и занятия с репетиторами. Современные школьники имеют гораздо более широкие возможности для самообучения: обучающие компьютерные программы, безграничные интернет-ресурсы, возможность общаться со всем миром, в том числе, и с использованием Skype.
Не могу не отметить еще одного достоинства компьютера – возможность дистанционного обучения. Даже учащиеся, находящиеся на домашнем обучении, или временно не посещающие школу по болезни могут быть на связи с учителем и с одноклассниками. К сожалению, школьный компьютер не выполняет пока этой задачи, но я думаю, что и это просто вопрос времени.
Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой информации, находящейся в любой точке земного шара. Это и страноведческий материал, и новости из жизни молодёжи, и статьи из газет и журналов. Использование Интернета  расширяет кругозор школьников. Учащиеся с удовольствием посещают такие сайты, как http://www.prosv.ru/umk/spotlight/, http://lingualeo.ru, http://www.study.ru/ и другие, подписываются на обучающие английскому языку рассылки (2;3).
Совсем недавно официальный сайт УМК стал интерактивным: учащиеся получили возможность размещать там свои творческие проекты. Эта новость очень обрадовала моих учеников, мы отправили несколько работ и они появились на сайте. Свидетельства о размещении проектов на официальном сайте – теперь особая гордость моих второклашек, которые находятся только в начале большого пути по изучению английского языка.
Не нужно бояться нового, нужно это новое осваивать и использовать для развития и тогда обязательно появится что-то другое, новое, такое, что пока наш современный разум  и представить не может!!!
Литература
1.    Буланкина Н.Е. Гуманитарная самоорганизация личности. Философские размышления. Монография. – Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2013. – С.25.
2.    http://www.prosv.ru/umk/spotlight
3.    http://www.mimioclass.ru/


`Nota` - Английский для учителей и учеников Методические материалы для учителей, тематическое планирование, разработки уроков. Топики. Стихи, песни и сказки для детей. Тесты, фонотека, библиотека.
 
belomorДата: Среда, 27.03.2013, 22:42 | Сообщение # 4
boss
Группа: Администраторы
Сообщений: 12
Награды: 0
Репутация: 10
Статус: Offline
Москаленко Светлана Владимировна,
учитель английского языка
МКОУ – Теренгульской – СОШ

Современные педагогические технологии  на уроках иностранного языка в начальной школе
В статье представлены практические наработки использования проектной методики, направленной на повышение эффективности обучения иностранному языку в начальной школе.
Ключевые слова: личность, методы преподавания, личностно-ориентированный, педагогическая технология, метод проектов, познавательный интерес,  индивидуализация.

Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Центростремительные силы культурного развития, действующие в наше время, определяют специфику культурной самоидентификации личности, осознания ценности своих национальных традиций в сочетании с толерантным отношением к проявлениям иной культуры и стремлением к взаимопониманию между людьми разных сообществ.
Современная школа все чаще осознает свою обязанность приобщить к этим идеям наших детей, растущих в условиях поликультурного мира с самого раннего возраста. Иностранный язык как школьный предмет даёт для этого богатейшие возможности. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность. Поэтому основная задача, которая стоит перед современным учителем - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых педагогических технологий в начальной школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания. Современные педагогические технологии  - обучение в сотрудничестве, проектная методика, игровые, здоровьесберегающие технологии, новые информационные технологии и некоторые другие - помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Цель инновационных педагогических технологий, как известно, повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность школьника, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности. Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что и обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке. Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе. Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Использование метода проектов в начальной школе потребовало от меня и учеников значительной предварительной работы - постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов. Уже в начальной школе ребята работают со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и, конечно. учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене. Метод проектов изменял отношение детей к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращался в источник информации и один из способов презентации материала. Таким образом, проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширял их общий кругозор, учил культурной коммуникации, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, открывал возможность развития коллективного творчества и индивидуальных способностей учащихся. Работать над проектами в нашей школе начинаем со второго класса. Проекты “Let me introduce myself”, “ My toys”, “My friend”,” “ My favourite animal”, “ My family” очень интересны ребятам. А потому предлагаем познакомиться с разработкой  “Visiting a cafe”, который мы выполняем в четвертом классе. Тип проекта - “Ролево-игровой” Предметно-содержательная область - “Монопроект” По характеру контактов - “Внутриклассный” Характер координации проекта - “Непосредственный”. По количеству участников - “Групповой”. По продолжительности - “Краткосрочный”.
Этапы работы над проектом
1 этап. Повторение и закрепление лексического и грамматического материала по теме” Food”.
Words on topic “Food”
Apple, sweet,ice-cream,cup,tea,coffee,drink,egg, potato, meat,soup, tasty,bye,fruit,vegetable,carrot.    Grammar
Much,many, a lot of,there is(was),there are(were)    Structure for dialogues
Pass me the salt please,
I wonder, I am very busy, Would you like to have another cup of..? I’m hungry, I’m thirsty, You look terrible/wonderful

Учащиеся активно используют данную лексику, составляя мини-диалоги в рамках учебной программы.
2 этап. Группа делится на две команды. Каждый участник команды работает над своим проектом. Ему нужно придумать собственное блюдо для детского кафе, написать все ингредиенты этого блюда, придумать оригинальное название. Свой проект учащиеся оформляют в виде рисунка или аппликации.
e.g. Cake
“KotMatroskin”- 3 eggs, 1 glass of milk,1 cup of sugar, 1 glass of flour
Drinks
Milkshake “Dyadya Fyeodor” - one glass of milk, 2 bananas, 3 strawberries
Ice-cream-“Pochtalon Pechkin”, chocolate ,orange.
3 этап. Каждая команда придумывает название для своего детского кафе. (“ Kanikyli v Prostokvashino”, “SweetTooth” ,“Winnie –the pooh”), оформляет меню из выбранных блюд. Детям предлагается яркий наглядный пример меню, изготовленного их предшественниками в прошлом учебном году. Именно на этом этапе детям нужно предложить помощь в сканировании рисунков и аппликаций.
4 этап. Каждая команда придумывает свой диалог на тему “Visiting a cafe”. На этом этапе очень важна индивидуальная работа учителя с учениками. Учитель прослушивает диалоги и помогает учащимся подобрать правильные грамматические структуры. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному проекту.
5 этап. На последнем этапе дети представляют свои проекты и выбирают лучший.
Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения современных технологий на уроках английского во все его сферы. Использование различных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа учащихся организовывается так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся на уроке английского языка может способствовать в частности росту их познавательного интереса, что в свою очередь содействовало активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучающихся по овладению английским языком и на уроке, во внеурочное время. А потому считаю, что с помощью инновационных технологий, работающих на повышение активности учащихся, истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную личностную ценность. Главное – удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность учащихся к общению с учителем, с одноклассниками, на создание благоприятных отношений в деятельности. Использование их на уроках иностранного языка – это немалый труд, но он себя оправдывает. Никто из учеников не уходит с таких уроков с чувством разочарования. Радость познания – вот что дает использование современных технологий на школьных уроках.

Литература
1.Буланкина Н. Е. Система развивающих заданий в обучении иностранному языку. Иностранные языки. Иностранные языки. Москва, Изд-во  «Просвещение». - №3. – 2012. - С.22-24.
2.Буланкина Н.Е. Гуманитарная самоорганизация личности. Философские размышления. Монография. – Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2013. – С.25.


`Nota` - Английский для учителей и учеников Методические материалы для учителей, тематическое планирование, разработки уроков. Топики. Стихи, песни и сказки для детей. Тесты, фонотека, библиотека.
 
belomorДата: Среда, 27.03.2013, 22:43 | Сообщение # 5
boss
Группа: Администраторы
Сообщений: 12
Награды: 0
Репутация: 10
Статус: Offline
Фадейчева Инна Алексеевна,
учитель английского языка высшей категории
МБОУ СОШ №203 ХЭЦ

Новой школе - новые технологии
В статье отражена практика использования ресурсов информационно-образовательной среды на уроках английского языка.
Ключевые слова: гуманитарная самоорганизация личности, система развивающих заданий, интерактивные формы, Интернет.

В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
B своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Так как использование новых информационных технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Также несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучении на методы поисковой творческой деятельности учителя и учащихся. Использование ИКТ дает мне как учителю возможность:
1)излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
2)привлекать пассивных слушателей;
3)делать занятия более наглядными;
4)обеспечивать моментальную обратную связь;
5)экономить время для речевой практики;
6)организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом;
7)упростить контролирование учебной деятельности учеников;
8)обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности.
Проведение уроков в нетрадиционной форме с использованием Power Point презентаций и Интернет-ресурсов позволяет более эффективно развивать основные виды речевой деятельности, формировать ассоциативное мышление, память, навыки общения в коллективе, творческую инициативу школьника. Например, при изучении темы «Планета, на которой мы живем, чудесна!» в 8 классе (УМК по ред. Биболетовой М.З.) я использую свои собственные презентации, разработки других учителей, которые я смогла найти на учебных сайтах. Также в разработке презентаций принимают участие сами учащиеся.
Примеры отработки и закрепления изученного лексического материала.
Как правило, такие презентации содержат множество картинок для того, чтобы сделать более наглядным изучаемый лексический материал. В данных презентациях представлены разнообразные виды речевых упражнений для отработки изученной лексики в таких видах речевой деятельности как:
- составь слово из букв или вставь пропущенные буквы в слово,
- задания на множественный выбор,

-    установление соответствия,
-    заполнения пропусков соответствующими словами,
-    подобрать антонимы/синонимы;

Пример введения и отработки грамматического материала

Mатериал представлен таким образом, чтобы дети самостоятельно приходили к формулировке правила и условий его применения (с опорой на ранее изученный материал или анализируя предложенные примеры). Также в презентациях предлагаются упражнения на отработку изученного грамматического материала. Созданные мною презентации (Лексика, грамматика) используются как шаблоны для создания новых. Так как представленные в них задания часто используются на уроках, я лишь меняю содержание задания, а все анимационные эффекты уже в наличии, что значительно экономит время. Учебники М.З. Биболетовой “Enjoy English”, как и многие другие современные учебники, направлены на развитие основных компетенций учащихся, в том числе и коммуникативной. А потому компьютерные технологии прекрасно вписываются в методическую структуру учебника. При этом эффективность уроков возрастает за счет использования различных видов заданий (дебаты, обсуждения, ролевые игры), компактного сочетания всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), актуальной информации содержания материалов, ориентации обучения на ученика.  Причем использование интерактивных форм обучения способствует тому, что ученик сам становится главной действующей фигурой при формировании своего индивидуального маршрута развития, т.е. гуманитарной самоорганизации личности обучающегося.

Список используемой литературы
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002.
2. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Книга для учителя к учебнику англ.яз. «Enjoy English –5» для 8кл. общеобраз. школы. Обнинск: Титул, 2010.
3.Буланкина Н. Е. Система развивающих заданий в обучении иностранному языку. Иностранные языки. Иностранные языки. Москва, Изд-во  «Просвещение». - №3. – 2012. - С.22-24.
4.Буланкина Н.Е. Гуманитарная самоорганизация личности. Философские размышления. Монография. – Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2013. – С.25.
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
6. Ткачев В.О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2005. № 3.
http://www.1 september.ru
http://www. schoolenglish.ru


`Nota` - Английский для учителей и учеников Методические материалы для учителей, тематическое планирование, разработки уроков. Топики. Стихи, песни и сказки для детей. Тесты, фонотека, библиотека.
 
belomorДата: Среда, 27.03.2013, 22:44 | Сообщение # 6
boss
Группа: Администраторы
Сообщений: 12
Награды: 0
Репутация: 10
Статус: Offline
Новикова С. В.
учитель английского языка второй квалификационной категории
МКОУ Бочанихинской ООШ Баганского района

Современный урок иностранного языка - современной школе
Представлен актуальный материал, повышающий качество современного урока иностранного языка с привлечением современных информационно-коммуникативных технологий, позволяющий достигать эффективных результатов.
Ключевые слова: мультимедийные технологии, типология современного урока иностранного языка, индивидуализация и дифференциация.

Ведущим аспектом российского образования является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Появление и применение информационных технологий в учебном процессе способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса в современной школе. И педагоги и обучающиеся получили возможность настоящего сотрудничества, безграничного творчества и огромного желания изучения любого школьного предмета, в данном случае английского языка. На сегодняшний день информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения.
ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью. При этом задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам разнообразными средствами самой культуры и полиязыковой культуры.
Современные коммуникативные технологии – обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием новых информационных технологий и Интернет-ресурсов, несомненно, помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов и т.д., таким образом, решать приоритетные задачу образования – направленность на личностные, предметные и метапредметные результаты.
Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка. Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляю на основе системно-деятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий, О.С.Анисимов и др.), который позволяет создавать условия для повышения мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействие. В данной дидактической системе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки «открытия» нового звания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление, систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля. А компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля, т.е. в самых разнообразных коммуникативных  ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.
Урок «открытия» нового звания
В своей практике использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляются определения, схемы, которые обучающиеся списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации распечатывается для каждого учащегося), что позволяет использовать на этапе повторения развивающие виды заданий. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала .
Урок закрепления знаний
В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса английского языка. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Основную роль играет различный материал, использование которого варьируется учителем. В практике работы использую программное обеспечение для интерактивной доски, которое наглядно представляет материал, обеспечивает быструю обратную связь (мгновенный контроль за усвоением материала). Интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала; разветвлённая структура гиперссылок позволяет получить пояснение, дополнительную информацию).
Урок систематизации и обобщения знаний
На данных уроках непосредственно обращаемся к различным источникам информации, которая интересна ученикам и способствует получению жизненного опыта. Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу. Разнообразные виды деятельности формируют межпредметные навыки через заполнение электронных анкет; работа с географическими картами; работа с англоязычными сайтами.
Урок развивающего контроля
Считаю, что использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Разрабатываемые мною тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, при электронной версии по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени. При создании теста с выбором ответа на компьютере, обозначаю вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.
Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии" (и, разумеется, без необходимости вручную переписывать их с экрана монитора).
Проектная деятельность обучающихся
Использую многогранные возможности образовательных ресурсов сети Интернет в исследовательской деятельности. В практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю обучающимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации, брошюры, буклеты. Такой вид работы развивают творческие, исследовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально. Я работаю по УМК (автор Н.И. Быкова, М.Д. Поспелова) «Spotlight». На своих уроках я использую:
•    Программное обеспечение для интерактивной доски - IWBS, демонстрируемое с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
•    электронные энциклопедии и справочники,
•    тренажеры и программы тестирования,
•    образовательные ресурсы Интернета,
•    DVD-VIDEO, DVD-ROM и CD диски с картинами и иллюстрациями,
•    видео и аудиотехника,
•    научно-исследовательские работы и проекты.
Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык. Также предлагаю вам познакомиться с некоторыми полезными ресурсами, которые можно использовать в начальной школе: игры, раздаточный материал, флеш-карты, песенный материал и многое другое:
•    http://www.english-basis.ru
•    http://like2teach.tmweb.ru
•    http://mes-english.com
•    http://www.eslkidslab.com
•    http://www.genkienglish.net
В заключение хочу отметить, что все эти методы обучения на уроках с привлечением информационных технологий дают почувствовать необходимость изучения иностранного языка как средства общения, которое помогает лучше узнать друг друга, сделать общение ярким и интересным. И все же, как бы ни было позволительно постоянно применять компьютер на уроках, ничто не может заменить учителя. Только разумное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических и дидактических материалов, технических средств может дать желаемый результат.

Литература
1.    Авторская программа по английскому языку Н.И. Быковой, М.Д. Поспеловой к УМК «Spotlight» для учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений России.- М: Просвещение, 2011.
2.    Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
3.    Буланкина Н.Е. Инновационные процессы в преподавании иностранных языков в российской школе: учеб.-метод.пособие. - Новосибирск: МПГУ, Изд-во НИПКиПРО, 2010.
4.    Буланкина Н. Е. Система развивающих заданий в обучении иностранному языку. Иностранные языки. Иностранные языки. Москва, Изд-во  «Просвещение». - №3. – 2012. - С.22-24.
5.    Буланкина Н.Е. Гуманитарная самоорганизация личности. Философские размышления. Монография. – Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2013. – С.25.
6.    Щедровицкий, Г. П. Очерки по философии образования [Текст] / Г. П. Щедровицкий. – М. : Педагогический центр «Эксперимент», 1993. – 154 с.
7.    Телицина Т. Н., А.Ф. Сидоренко Использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, №2. 2002.
8.    Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе. ИЯШ, №2, 2002. с. 43-47.
9.    Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.


`Nota` - Английский для учителей и учеников Методические материалы для учителей, тематическое планирование, разработки уроков. Топики. Стихи, песни и сказки для детей. Тесты, фонотека, библиотека.
 
belomorДата: Среда, 27.03.2013, 23:01 | Сообщение # 7
boss
Группа: Администраторы
Сообщений: 12
Награды: 0
Репутация: 10
Статус: Offline
Дектярь Адэля Агасатдаровна,
учитель английского языка
Черепановского детского дома-школы №5

Раевская Галина Дмитриевна,
учитель английского языка
МОУ СОШ №1 г. Черепаново

Использование технологии продуктивного чтения и системы развивающих заданий на уроках английского языка

В статье  авторы предлагают для осмысления опыт организации творческой атмосферы на уроках иностранного языка с использованием системы развивающих заданий, выполняющих триединую цель – совершенствование содержательной, операциональной и мотивационно-потребностной сфер учебно-познавательной деятельности по овладению навыками чтения на иностранном языке.

Ключевые слова: развивающее обучение, Школа 2100, чтение, мотивация, творческий подход, читательская деятельность

«Сквозная цель современного образования –  воспитание грамотного,
компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку
к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя,
человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».

Из образовательной программы
«Школа 2100»

Формирование эмоционально-положительного отношения обучающихся к учению составляет одну из важнейших задач, стоящих перед педагогом любого предмета.
С помощью каких средств и методов развивать учащихся?
Значительную роль в решении этой проблемы играют исследования Буланкиной Н.Е. В своей работе «СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ» исследователь выделяет специальные задания, условно названные «развивающими», которые, с одной стороны, готовят школьников к самостоятельному осмыслению учебного материала, а с другой — требуют самостоятельных обобщений и выводов, творческого подхода к решению тех или иных вопросов. Выполнение развивающих заданий, представленных в определенной логической последовательности, открывает учащимся новые знания, новые способы добывания знаний; сам процесс их выполнения обеспечивает синтез овладения знаниями, приемами умственной деятельности и нормами отношения к различным видам познавательной деятельности.
Развивающие задания делим на три группы — задания-инструкции, задания-реконструкции и задания-поиски.
Задания-инструкции направлены на восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение учебного материала на основе образца рассуждения и выполнения того или иного развивающего задания.
Задания-реконструкции направлены на дальнейшее совершенствование мыслительных операций, на активное овладение приёмами рациональной умственной деятельности.
Задания-поиски направлены на использование всей системы приобретенных ранее приёмов умственной деятельности, конструирование новых сочетаний этих приёмов, перестройки «шаблона» в знакомой ситуации для получения новой информации.
Основным способом получать знания, непрерывно учиться остается чтение. Именно тот, кто умеет читать и главное – читает, способен быстро и эффективно получать знания в ситуации расширения информационного пространства. Этот вид компетентности сегодня становится еще более значимым, чем раньше. От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.
В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности  (технология продуктивного чтения),  которая  представляет  собой  ряд  технологических приёмов  и  развивающих  заданий,  направленных на  активизацию  мыслительной  деятельности  учащихся и обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Цель  технологии  продуктивного чтения:  
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков
Задачи  технологии   продуктивного  чтения:
1. Способствовать  развитию техники чтения и  приемов понимания и анализа текста.
2. Развивать интерес к самому процессу чтения,  потребности читать.
3. Воспитывать нравственно-этические  ценности, формировать эстетический вкус.
4. Развивать устную и письменную речь.
5. Способствовать  овладению речевой и коммуникативной культурой, развивать    творческие способности детей.
Этапы  работы  с  текстом:
1. Предтекстовый этап (pre-reading): просмотровое  чтение,  антиципация  по  названию,      иллюстрациям,  ключевым  словам;
2. Текстовый этап (while-reading):  изучающее чтение, восприятие  языковых  средств  и  их  точное  понимание  в  тексте,  извлечение  полной  фактической информации,  осмысление  и  интерпретация  извлечённой информации;
3. Послетекстовый этап (post-reading): рефлексивное   чтение,  корректировка первоначальной  интерпретации,  сопоставление  разных  точек зрения.
Рассмотрим использование технологии продуктивного чтения и системы развивающих заданий на примере текста “Packaging” из учебника М.З. Биболетовой для 8 класса “Enjoy English”. Из всего представленного списка заданий предлагаем выбрать необходимые, в зависимости от уровня подготовки учащихся  и конкретной цели на любом этапе урока.
«These days, people usually do shopping in supermarkets. Nearly everything is packed in paper or plastic containers. Some of this “packaging” is necessary. It keeps food clean and fresh. But some packaging is not necessary. It’s just to make the food look better.
Every year in Britain each person produces about 57 kilograms of plastic waste. Disposing of all this plastic is an expensive problem. But that’s not all. Making plastic causes pollution.
Unfortunately, some of this packaging doesn’t reach the bins. It becomes litter instead. Some people simply tear the wrapping of sweets and throw it away. They drop their cigarette packets and cans of drink without a thought.
In the town their litter looks horrible. But fortunately someone clears it away.
In the countryside, it remains in the fields and on the roadsides, unless the people who live nearby pick it up. It can kill or hurt farm animals. Bottles and cans cause cuts, and the animals can eat polythene bags and die, or put their heads in them and suffocate. »
При введении в тему можно использовать просмотр видеоматериала по теме.
Pre-reading
1.    Watch the film. In groups of four people write the related words that  you think will appear in the text
2.    Name the following expressions in one word:
cigarette packets, cans of drink, polythene bags, paper, plasticcontainers, wrapping
3.    Do the test testmoz.com/91267(password -environment)
4.    Define the topic of the text.
While-reading
1.    Read the text paying attention to the words you do not understand. Try to infer the meaning of them from the context.
    2. Write these words: [tεə], [bɔtl], [ˈpækɪt]…
3. Write down the nouns, adjectives, and adverbs to the following verbs:
    noun    adjective    adverb
produce            
clean            
kill            
4. Complete the table:
    Past Indefinite    Participle II    Translation
make            
become            
tear            
throw            
drink            
hurt            
 
   4. Match the English words and expressions with their Russian equivalents:
не задумываясь      polythenebags
срывать, открывать, разворачивать    plasticcontainers
выбрасывать    suffocate
на обочине дороги    withoutathought
пластиковые контейнеры    pickup
порезы       tearoff
полиэтиленовые пакеты    throwaway
собирать, подбирать    ontheroadside
задохнуться    cuts

5.    Complete the table:

positive    comparative    superlative
good        
expensive        
horrible        
fresh        

6. We need just one ball and a list of adjectives (adverbs, verbs…). The person who has the ball has to choose an adjective, say it aloud and throw the ball to a mate. This student has to include this adjective in a sentence as quickly as possible.
7. Find sentences with the Passive Voicein the text and translate them.
8. Divide the text into four parts and title them.
9. Write down the key words for each part.
10. Define the main idea of each part in two-three sentences.
11. Answer the questions.
- “Packaging” is necessary, isn’t it?  Prove or disprove it using the information from the text.
- How harmful is making and disposing of plastic?
- How do people cause pollution?
- What do you think why people do it?
- Where can you see the litter?
- How can the litter hurt the animals?
Post-reading
Visit the forums of  this site   www.ePals.com
1.    Discuss:
•    What do students from different countries think about this problem?
•    Are there the same problems in our town/region? What can we do to stop the pollution?
2.    Work in groups:
a)    Write the questions to the text;
b)    Ask your classmates the questions on the topic;
c)    Make a dialogue;
d)    Make the poster or comic book;
e)    Make PowerPoint presentation
3.    Write.
Write a short composition (around 150 words) about one of these topics: “Packaging”, “Ecological problems in my town”, “We must help…”

Использование развивающих заданий в образовательном процессе в системе и последовательно не только повышает мотивацию, но также призвано готовить школьников к успешной работе в рамках проектных организационных форм работы.
Надеемся, что все вышеизложенное будет полезно нашим коллегам, заинтересованным в использовании различных технологий на уроках с целью повышения качества обучения и мотивации учеников.

Использованная литература:
1.    Буланкина Н.Е. Инновационные процессы в преподавании иностранных языков в российской школе: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: МПГУ, Изд-во НИПКиПРО, 2010.
2.    Буланкина Н.Е. Гуманитарная самоорганизация личности. Философские размышления: монография. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2013.
3.    Буланкина Н.Е. Система развивающих заданий в обучении иностранному языку: статья в Интернет-издании для учителя «ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ», выпуск № 6, зима 2012/2013   http://iyazyki.ru/2012/03/sistema-zadanij/
4.    Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языками. Продуктивные образовательные технологии: учебно-методическое пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
5.    Е.А. Маслыко и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. – Минск: Издательство «Вышейшая школа», 2004
6.    Биболетова М.З. и др. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений «Enjoy English». – Обнинск: Издательство «Титул», 2012.


`Nota` - Английский для учителей и учеников Методические материалы для учителей, тематическое планирование, разработки уроков. Топики. Стихи, песни и сказки для детей. Тесты, фонотека, библиотека.
 
Форум КГО » Общий форум » Общие вопросы образования » ФГОС (Обсуждаем стандарты образования)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: